Бисер что это такое


Бисер - это... Что такое Бисер?

Мраморный бисер

Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

Бусина — составной элемент большинства этнических украшений (бус, четок, и т. д.) шарообразной формы, иногда граненые, с отверстием по диаметру. Бусины могут быть изготовлены из различных материалов. Традиционно бусины изготавливались из древесины, янтаря и других природных материалов. Отдельную категорию составляют стеклянные бусины, как цельные, так и пустотелые. Пустотелые бусины могли заполняться белым воском, что придавало определенное сходство с жемчугом. В настоящее время бусины могут быть изготавливаться из полимерных материалов, стекла в технике Лэмпворк. Часто количество бусин в украшении играет сакральную роль.

Как альтернатива, пластиковые бисерины могут быть наплавлены на нить в процессе производства. Бисерины могут быть размером менее миллиметра, а могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких сантиметров. Стекло, пластик и камень, пожалуй, наиболее распространенные типы материалов, однако бисер также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев (янтарь), синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений. Три бусины, найденные археологами в Израиле и Алжире и изготовленные из раковин моллюсков приблизительно 90 000-100 000 лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком[1].

Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением. Также бисер используется в вышивке и мозаике.

Виды бисера

Стеклярус трубочки из цветного стекла — изготовляются разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый). Главный размер стекляруса — его длина. Чаще всего стеклярус имеет острые края (хотя есть и стеклярус с оплавленными краями), поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса можно помещать бисеринку (если, конечно, схема изделия позволяет).
Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») бисер из прозрачного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «серебряной» краской. Отверстия в таком бисере могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, который выглядит граненым. Парчовый бисер из бесцветного стекла кажется серебряным, а из желтого — золотым.
«Хамелеон» (с цветной нитью) бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения.
Обливной (мокрый) бисер слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием
Перламутровый (цейлонский) чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.
Непрозрачный натуральный бисер (естественный, обычный), матовый, глухой бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.
Металлический бисер стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие непрочное и при работе с бисером или в процессе носки стирается.
Блестящий (люстровый) бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без переливов — лакированный.
Прокрашенный внутри бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).
Костинский выпускаемый на фабрике в Костино, похож на Клинский, но ровнее его.
Клинский крупный прозрачный бисер, выпускаемый на лыжной фабрике в городе Клин. Это бисер низкого качества, ярких цветов, с большими отверстиями. По размеру он близок к рубленому бисеру № 7/0, 8/0.
Асфальтовый (графитовый) темно-серый, почти черный бисер с металлическим блеском.
Тертый полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное шуршание. Такой «тертый» бисер с квадратным отверстием обладает оптическим эффектом — светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий глаз».
Полосатый бисер из стекла, в которое были вплавлены цветные полосы
Радужный бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.
Бензиновый (переливчатый) бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.
Прозрачный натуральный (естественный, обычный) бисер из прозрачного стекла без покрытия.
Мраморный (меланжевый) бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном.
С золотой нитью бисер из прозрачного бесцветного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой» (бронзовой, медной) краской.
Волокнистый (снежок, соломка) рубленый бисер или стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).

Чешская классификация бисера

Natural opaque colours — натуральный цветной непрозрачный Из непрозрачного стекла различных окрасок сочных оттенков, без блестящего покрытия В обиходе использован под термином «керамика». Удачно подходит для любой вышивки и плетения любых изделий, особенно в орнаментальных в сочетании с бисером «фарфор»
Opaque colours lustered — непрозрачный цветной блестящий из непрозрачного стекла различных окрасок сочных оттенков с блестящим покрытием. Opaque colours rainbow — непрозрачный цветной радужный из непрозрачного стекла различных цветов с радужным покрытием
Natural transparent colours ­ — натуральный цветной прозрачный бисер из цветного стекла без дополнительного покрытия.
Transparent colours lustered — прозрачный цветной блестящий бисер из цветного стекла с блестящим покрытием.
Transparent colours lustered andc olour lined inside — прозрачный цветной блестящий с цветной внутренней линией бисер из прозрачного цветного стекла с покрашенным отверстием, цвет которого отличается от цвета основного стекла, что создает эффект двойного цвета, интересную световую игру при разном освещении .Поэтому его и называют «хамелеон».Хорошо использовать в бижутерии, при плетении сувениров, украшения интерьера.
Transparent colours silver lined- прозрачный цветной с серебряной линией бисер из прозрачного цветного стекла со сверкающим «огоньковым» покрытием, поверхность отверстия выполнена напылением «серебро». Отверстия бисеринок этого вида изготавливаются круглого (r.h.) и квадратного (sq.h). сечения .В обиходе носит название «огонек», «парчовый».
Transparent colours rainbow — прозрачный цветной радужный бисер из цветного стекла с переливающимся радужным покрытием.
Crystal lustered and colour lined inside — прозрачный блестящий с цветной внутренней линией прозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием и блестящим покрытием. Весь бисер этой подгруппы имеет широкий спектр применения- вышивка картин и панно, плетение любых сувениров, цветов, игрушек, поделок в интерьер, легких веселых украшений. Рабочее название этой подгруппы «люстр».
Crystal silver lined and dyed — прозрачный с серебряной линией и цветной внутренней линией прозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием и сверкающим «огоньковым» покрытием. Отверстия бисеринок этого вида изготавливаются круглого (r.h.) и квадратного (sq.h). сечения.
Crystal lustered and super colour lined inside- прозрачный блестящий с яркой цветной внутренней линией прозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием ярких оттенков и блестящим покрытием
Crystal rainbow and colour lined inside- прозрачный радужный с цветной внутренней линией прозрачный из бесцветного стекла с цветным отверстием и блестящим, переливающимся радужным покрытием
Matt- матовый непрозрачный бисер с поверхностью без блеска, «мягкой шершавостью», полученной в результате матирования- дополнительной обработки галтовкой в специальной установке, поэтому цена такого бисера выше, чем остальных сортов . Разнообразие технологических процессов обработки поверхностей позволяет создавать необычные комбинации. Так родились прозрачный матовый радужный, полуматовый с серебряной линией, матовый металлик. В обиходе матовый бисер называется еще «тертый».
Metallic colours- металлик цветной непрозрачный бисер с напылением «под металл» краской ярких тонов.
Metallic- металлик непрозрачный бисер с гальваническим покрытием металлической краской цветовой гаммы спокойных оттенков В описаниях уроков бисероплетения можно встретить его под названием «гальванизированный».
Iris colours- ирис непрозрачный бисер с радужным цветным покрытием, напоминающим бензиновые разводы различных окрасок — с преобладанием фиолетового оттенка, либо синего, табачного- хаки, гематитового. Его так и называют: «бензиновый».
Ceylon and colour lined inside- цейлон с цветной внутренней линией полупрозрачный бисер с цветным отверстием и наружным покрытием холодного блеска пастельных оттенков Наши мастера называют его «жемчужный», «перламутровый».
Striped rocailles- полосатый полупрозрачные бисеринки покрыты цветными полосками двух или даже трех цветов.
Genuine gold lined- натуральная золотая линия бисер из прозрачного бесцветного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой» краской. Отверстия бисеринок этого вида изготавливаются круглого (r.h.) и квадратного (sq.h). сечения.
Shell colours — цветная оболочка непрозрачный бисер медово-молочных тонов. Иногда его называют «жемчужный», его мягкий блеск действительно напоминает жемчуг.
Dyed alabaster — цветной алебастр непрозрачный бисер сочных чистых цветов, ими окрашена наружная поверхность; имеет фарфоровый блеск;. Используется в вышивках. Как и другие сорта окрашенного бисера, может выгорать на солнце.
Alabaster rainbow and colour lined inside — алебастр радужный с цветной внутренней линией
Dyed chalk — цветной мел непрозрачный бисер ярких окрасок без блеска. Окрашена наружная поверхность. Часто такой бисер окрашен непрочными красителями, выцветающими на солнце.
Соль-гель сортовая группа бисера, характерная тем, что имеет широкий спектр оттенков каждого цвета, имеющегося в основном виде. Своего рода это цветовое дополнение к подгруппам, расширяющее возможности их использования . Особенно удобно и приятно заниматься подбором цветовой гаммы вышивальщицам.

Существующие подвиды этого типа бисера в обиходе имеют названия: «Прозрачный», «Огонек», «Восковой», «Керамика», «Сатиновая рубка»

Валентина Никандрова. Виды бисера по чешской классификации. (Полная версия статьи). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.

Из истории стеклянного бисера

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в I в., то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египет, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина III тысячелетия до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Археология Двуречья, в особенности — Древних Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает — есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия… отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет».[2][3]

Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.

Способы производства стеклянного бисера

Самые древние

Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания.

В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».

Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.

Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.

Римская империя

Co временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в 1 в. до н. э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.

Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в 1 в. до н. э. в Александрии — новом городе, заложенном Александром Македонским на юго-восточном берегу Средиземного моря, в западной части дельты реки Нила, был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.

С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.

Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.

Венеция — центр бисерного производства

В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — территория нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на Западную, во главе с Римом, и Восточную, названную Византией, во главе с Константинополем, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.

На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.

Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI—XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию.

Германия

В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В начале XVIII в. в Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы — уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Чехия), где издавна существовало производство стекла.

Чешское стеклоделие

Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца. В 1548 г. в городке Мшено-над-Нисой был основан первый стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-над-Нисой прибыли первые иностранные купцы.

В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию. В состав стекла они ввели вместо соды древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в Х—XI вв. немецкие стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в. использовали золу папоротника.

Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.

Покрытый цветными эмалями, гранёный богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Современные способы изготовления бисера

Во второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. На смену вертикальным дискам для разрезания стеклянных трубок в 1890 г. пришел вырубной пресс в виде гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно большую связку трубочек. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавшим во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.

Бисер из металла

Родиной бисера из золота, серебра, стадии других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер производили также в Англии.

Бисер на Руси

Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».

На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.

Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.

В 1668 г. строится второй. Измайловский − завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.

Пётр I

Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.

В XVIII—XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.

С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.

М. В. Ломоносов

В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п.

Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.

В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал:

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

Им красится Арап на южных берегах…

В конце XVIII — начале XX века, в период расцвета бисерного рукоделия во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.

Японский бисер

Новый этап в истории бисероплетения начался с основания производства бисера в Японии. В 1949 году основана компания Miyuki, а в 1957 году появилась компания TOHO. Оба производителя выпускают бисер высшего качества и постоянно пополняют свой ассортимент новыми формами и оттенками. В 1982 году компания Miyuki выпустила революционный цилиндрический бисер, названный Delica. TOHO не отстает от своего основного конкурента, в их линии бисера также есть цилиндрический бисер, который называется Treasures. Новейшие технологии и непрерывный контроль за производством позволяют японцам выпускать поразительно ровный бисер с покрытием, гораздо более устойчивым ко внешним воздействиям, чем у других компаний. В 2000 году TOHO запустили линию бисера под названием Aiko, который заслужил право называться самым ровным бисером в мире. Помимо обычного круглого бисера и стекляруса японские фирмы выпускают бисер сложных форм: капли, магатамы, треугольный, кубический и шестигранный бисер.

Среди японских производителей так же есть компания Matsuno, но по качеству бисера она значительно уступает соперничающим TOHO и Miyuki, которые заслуженно считаются лидерами рынка японского бисера.

Размеры японского бисера

Стандарты японского бисера отличаются от европейских стандартов. Размер бисера принято обозначать цифрами вида 11/0, где первая цифра показывает, сколько бисеринок поместится в некоторый заданный отрезок (а именно отрезок длиной в дюйм, то есть примерно 2,5 см). Так, в один и тот же отрезок уместится 11 бисеринок размера 11/0, 8 бисеринок размера 8/0 или 15 бисеринок размера 15/0. Таким образом, бисер 15/0 самый маленький, а 6/0 — самый крупный. Размеры японского бисера в миллиметрах:

Размер бисера Размер в мм
15/0 1.5 мм
11/0 2.2 мм
8/0 3.0 мм
6/0 4.0 мм

Примечания

dic.academic.ru

Размер и виды бисера

Искусство бисероплетения существует уже несколько тысячелетий на разных континентах. В последнее время оно снова стало набирать популярность как среди маленьких, так и среди взрослых мастеров. И неудивительно, ведь это древнее ремесло очень красиво и увлекательно.

Новые технологии обработки материала привели к тому, что появились всевозможные виды бисера. Маленькие бусинки отличаются по размеру, цвету, форме, материалу и стране-производителю. Такое многообразие ярких зернышек позволяет создавать уникальные и действительно впечатляющие изделия, которые даже подарить не стыдно.

Размеры бисера

Размер бисера имеет свое особенное обозначение, которое было положено еще в древние времена. Самым крохотным бусинкам присваивалась цифра 0. Позже появился еще более мелкий бисер. Его стали помечать двумя нулями. И так происходило по нарастающей. Когда нули стало трудно подсчитывать, их заменили цифрами. Тогда система обозначения размеров приняла следующий вид: 6/0, 7/0 и так далее. То есть первая цифра – это количество нулей. И чем больше это число, тем меньше будет бисер. Обычно размер составляет от 1,4 до 4,2 миллиметра. Также первая цифра перед нулем обозначает количество бусинок, которые помещаются в одном дюйме.

Однако не все производители равняются на общепринятую систему видов бисера по размерам. Маркировка одной фирмы может сильно отличаться от маркировки другой фирмы. На этот момент стоит обращать особое внимание перед закупкой материала. Особенно это касается тех случаев, когда поверхность должна быть идеально гладкой. Из-за разного размера бисера изделие может получиться кривым и неровным.

Цветовая гамма бусинок

Современная методика изготовления бисера позволяет окрашивать его в самые различные цвета и оттенки. Но помимо этого он различается и по другим свойствам.

Так, по оптическим параметрам можно выделить прозрачный, полупрозрачный и непрозрачный бисер. Его изготавливают из разных видов стекла, которые неодинаково пропускают свет.

Виды бусин и бисера можно рассмотреть со стороны эффектов, которые используют для создания неповторимого блеска. Цвет может быть матовым, блестящим, перламутровым, металлическим и бензиновым.

Также применяют разные способы окрашивания. Бисер покрывают любым цветом полностью, только с наружной или внутренней поверхности. У бусин дополнительно окрашивают отверстие в золотые, серебряные, бронзовые или медные тона. От такого эффекта у изделия получается зеркальное, сверкающее покрытие. Бисер может быть покрыт мелкими бороздками. От этого он становится похожим на шелковую ткань или камень тигровый глаз. Также встречаются бусинки с различными вкраплениями из всевозможных точек и полосок.

По материалу выделяют множество видов бисера. Фото в статье это наглядно демонстрирует. Сегодня чаще всего мелкие бусинки делают из стекла или полимеров. В масштабах производства пластик наплавляют на нить, а в домашнем хенд-мэйде используют технику «лэмпворк».

Материалом для бисера, в принципе, может послужить все что угодно. Камень, металл, дерево, кости, бивни, янтарь, ракушки, жемчужины, кораллы, драгоценные камни, керамика, зерна растений. Некоторые мастерицы умудряются сделать бусинки даже из бумаги или волокна.

Виды и названия бисера по форме

Производители выпускают бисер в трех основных формах.

  1. Круглые бусинки. Именно их и принято называть бисером.
  2. Рубка. Это короткие палочки.
  3. Стеклярус. Это уже длинные трубочки.

Конечно, встречаются и другие разновидности и формы. Но будут рассмотрены только три основных, поскольку они являются самыми ходовыми.

Круглый бисер

Круглая форма самая привычная для всех рукодельниц, и она присутствует во всех традиционных украшениях. Это маленькие бусинки размером от номера 6/0 до 15/0. Отверстие может быть круглым или квадратным с оплавленными краями. Такой вид бисера сегодня производят из стекла, которое нагревают до жидкого состояния. После этого внутрь вплавляют красители – химические вещества и металлы. Из еще горячего стекла формируют шарики. После остывания производят сортировку по размерам. Каждая компания упаковывает бусинки по-своему, самостоятельно определяя размер и количество бисера в пакетике.

Рубка

По-другому этот бисер называют еще рубленым. Это коротенькие трубочки (около двух миллиметров в длину), которые обрезаны с обоих концов. По размеру они соответствуют круглым бусинкам 11/0. Разновидностью этого вида является граненая рубка. Эти палочки не округлые, а угловатые. Обычно имеют форму пяти- или шестиугольника.

Рубка особенна тем, что имеет довольно тонкие стенки и широкое отверстие. Также у нее одинаковая форма и размер, в то время как у круглого бисера в этом плане есть небольшие погрешности. Именно поэтому рубленые бусинки идеально подходят для плетения в технике «кирпичный стежок» и «мозаика». Также из-за широкого центра этот вид бисера отлично подходит для тех случаев, когда нитку необходимо пропустить несколько раз через одно отверстие.

Стеклярус

Стеклярус – это тоже рубленые трубочки, но уже большей длины – от 2 миллиметров до 2,5 сантиметра. В продаже можно найти еще более продолговатые палочки, но они бывают крайне редко. Стеклярус может быть округлым, граненым и витым. Эти разновидности производители также комбинируют между собой.

В бисероплетении самым ходовым является стеклярус двух, шести и двенадцати миллиметров. Его используют чаще всего для оформления кисточек и вышивки. Также длинными трубочками хорошо украшать изделия, сплетенные на ткацком станке или вручную.

Классификация по странам-производителям

Бисер различается не только цвету, размеру и форме, но и по качеству. Именно от него будет зависеть, насколько ровным, аккуратным и красивым получится изделие.

Самыми распространенными производителями бисера являются три страны:

В зависимости от вида бисероплетения бисер следует выбирать определенного качества. Конечно, самое высокое всегда лучше, но дорогие бусинки не всем по карману. Да и зачем переплачивать, когда сгодится более дешевая замена.

Китайский бисер

Это самые недорогие и доступные бусинки, которые часто приобретают начинающие мастера, чтобы потренироваться. У китайского производителя достаточно ограниченный выбор формы, размеров и цветов. В продажу чаще всего поступает полностью окрашенный бисер (прозрачный и непрозрачный) и с внутренним посеребрением. Но даже яркие цвета со временем выцветают.

Бисеринки из одного пакетика всегда отличаются по размеру, форме, и это заметно. Они неровные и слишком хрупкие, поэтому часто разламываются пополам в работе. У стекляруса и рубки края настолько острые, что могут повредить нитку, на которую будут нанизываться.

Из-за всех перечисленных недостатков и складывается низкая цена. Но это не означает, что такой бисер вообще не стоит покупать. Он хорош в детском творчестве, для тренировки и создания праздничных костюмов (поскольку легкий).

Чешский бисер

У рукодельниц наибольшей популярностью пользуется для любого вида плетения бисер чешского производства. Каталог его видов очень разнообразен по формам, размерам и цветам. Бисер считается в меру дорогим, качественным, но не без недостатков. Один и тот же оттенок в разных партиях может отличаться, хотя это важно при создании изделия. По размеру и форме бусины в основном одинаковые, но иногда все же приходится заниматься калибровкой. Некоторые бисеринки лопаются в работе или встречаются со слишком узким отверстием, из-за чего иголка просто не пролезает.

Перечисленные недостатки встречаются, но не так часто, как у китайских аналогов, которые намного дешевле. По этой причине рукодельницы чаще всего отдают предпочтение именно чешскому бисеру.

Японский бисер

Этот производитель не так распространен в магазинах для творчества. Скорее всего, этот факт можно объяснить слишком высокой стоимостью для потребителей. Хотя это именно тот случай, когда цена оправдана качеством.

Почти на все сто процентов японский бисер гладкий и ровный. Поэтому перед плетением перебирать его нет необходимости. Если и отыщутся какие-то неровности, то они не видны невооруженному глазу и не портят готовое изделие. Цветовая палитра четко фиксирована, и даже малейшие погрешности в оттенке не встречаются. Края у бисера хорошо оплавлены, поэтому он не режет нитку. Стенки очень тонкие, за счет чего японские бусинки весят меньше китайских и чешских аналогов.

Теперь вы знаете, какой бывает бисер. Видов настолько много в продаже, что любая рукодельница сможет подобрать для себя подходящий вариант как по виду, так и по стоимости.

fb.ru

Виды и классификация бисера

Бисер всегда был привлекателен для людей и не только как украшение. Конечно, именно его красота была главной причиной. В истории известно использование красивого бисера и как денежной единицы, и как знака статуса. Бисерные изделия считали талисманами, наделёнными магической силой.

В середине XVII столетия молодые дамы и девушки из аристократического круга сами стали расшивать бисером свои наряды, сумочки. А потом это умение стало даже обязательным в образовании девушек из аристократических семейств. Это искусство достаточно трудоёмкое и требует терпения, поэтому хорошие работы делали честь девушке и похвалу родителям.

В наши дни на подиуме изделиями из красивого бисера украшены модели из коллекций многих известных дизайнеров. Кажется, что ещё никогда не были так востребованы в моде бисерные украшения и орнаменты на различных предметах женского гардероба. Именно поэтому специализированные поставщики предлагают широкий ассортимент бисера и бисерных украшений.

Красивый бисер, виды бисера фото

Как же в этом ассортименте разобраться?Давайте вместе сначала рассмотрим, а что же такое бисер, и каких видов он бывает? Различается ли он по качеству, форме и т.д.

Красивый бисер, виды бисера фото

Виды бисера – классификация и определениеБисер – мелкие стеклянные бусы – так указано в словаре В.Даля. Да, бисер – это маленькие шарики, чаще всего круглой формы, хотя есть и другие разновидности. Основным материалом для бисера является стекло и пластмасса. Но ведь многие шарики можно назвать бусинками? Отличительной особенностью бисера от бусинок является то, что края каждой бусинки-бисера закруглены.

Красивый бисер, виды бисера фото

Какие основные показатели качества бисера?Бисер наилучшего качества - калиброванный, т.е. бисер, у которого размеры и формы одной бусинки практически не отличаются от размеров и формы другой, как говорят, бусинка к бусинке.

Важным показателем качества бисера является и устойчивость его окраски при контакте с водой. Поэтому прежде чем начнёте плести из бисера, проверьте его на это качество. Положите несколько бисеринок в воду на несколько часов. Если бисеринки не потеряли цвет – это хороший знак – бисер хорошего качества. Приступайте смело вышивать бисерные орнаменты.

Самым лучшим считается бисер из Чехии или Японии.

Коробка с бисером для рукоделий, фото

Какова система нумерации бисера?Наиболее часто встречаемые размеры от пятого до восемнадцатого. Чем больше номер, тем меньше бусинка-бисеринка. Есть и другие размеры, но встречаются значительно реже. Если вы начинающая рукодельница, то вам лучше выбрать самый оптимальный и удобный размер – одиннадцатый.

Серьги из бисера, фото

Форма и способ окраски бисера.Обычно выделяют следующие разновидности формы:

1. Круглый, немного приплюснутый, бисер.2. Цилиндрический бисер.3. Трёхгранный.4. Треугольный.5. Шестигранный.

6. В форме капли (английское название Drop).

Украшение из бисера, фрагмент фото

По способу окраски бисер можно разделить на следующие виды:

1. Бисер прозрачный.2. Бисер из цветного стекла.3. Бисер из прозрачного стекла и окрашен изнутри.4. Бисер, окрашенный снаружи. (Такой бисер обязательно проверьте перед плетением на устойчивость краски при контакте с водой).5. Бисер с посеребрённым отверстием.6. Бисер, слегка подкрашенный снаружи. (Так изготавливается перламутровый бисер).7. Бисер с маслянистым блеском.8. Бисер непрозрачный, напылённый тонким слоем какого-нибудь металла, – металлик.9. Бисер, с эффектом растекающегося бензина в лужице воды.

10.Бисер разноцветный: полосатый, двухцветный, трёхцветный и т. д.

Пояс из желтого бисера фото

Кроме указанных разновидностей бисера, в отдельную группу можно выделить, так называемую рубку. В отличие от бисера у каждой бусинки края не обработаны, т.е. не гладкие или закруглённые. Острые края этих бусинок могут разрезать леску или нитку, на которую нанизывается рубка. Поэтому при использовании этой разновидности подбирайте соответствующие нити для плетения. Рубка по всей своей поверхности гранёная, и поэтому ярче сверкает на свету, чем обычные бусинки. Рубка также бывает прозрачной или окрашенной, чаще всего изнутри (окраска снаружи попадается сейчас крайне редко), может быть и из цветного стекла.

Сумка украшенная бисером фото

Следующей разновидностью бисера является стеклярус. Форма его – в виде маленькой трубочки. Окрашивают стеклярус и изнутри, и снаружи, выполняют и напыление или из цветного стекла.

И наконец, бисер в виде бусин. Эта разновидность содержит самое большое количество бусин, разных по форме и размеру, цвету и материалов, из которых они изготовлены. По форме – бывают круглые в форме капли, овальные, ромбовидные , гранёные и т.д. По размеру можно встретить и совсем крошечные и такие, которые по сравнению с обычным бисером, просто громадные.

Бисер – красивый и доступный материал для изготовления бижутерии. Разнообразие видов бисера даёт возможность претворить ваши фантазии в реальность, изделию – очарование, блеск и яркость и откроет перед вами простор для творчества.

mylitta.ru

Всё о бисере

Из этой категории вы узнаете все, что хотели знать о бисере. Его историю, различия и многое другое. Бисер — удивительный материал, из которого можно сделать почти все, что вам захочется.

Бисер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием, для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, … Что может быть лучше, чем подарки сделанные своими руками? Часто бывает, что мы задумываемся….что бы подарить нашим близким, друзьям, коллегам, на какой либо праздник или день рождение. В нынешнее время … Бисероплетение – это вид рукоделия, делящийся на несколько подвидов: ткачество бисером, вышивание бисером, а также изготовление различных предметов на твердой основе-проволоке. Бисероплетение для начинающих на проволоке Перед тем как приступить … Верите в чудеса? Тогда почему бы не сделать свою жизнь прекраснее и ярче? С новым хобби вас ждет мир цветочных фантазий! Сегодня цветы из бисера сделанные своими руками можно встретить … В наше время разнообразие материалов и безграничная фантазия позволяют создать различные декоративные деревья. Из настоящих купюр или монет, из кристаллов или драгоценных камней можно создать уникальные изделия. А какие красивые … Множество людей верят в мистику. Кто-то верит в мистику камней, кто-то других предметов. Но не все знают, что и бисер обладает мистическими свойствами. Они тоже способны влиять на здоровье или … В нынешнее время на прилавках магазинов очень большое разнообразие бисера. Рассмотрим самый распространённый бисер. Виды бисера Прозрачный бисер – делается из стекла, такой бисер хорошо пропускает свет. Полупрозрачный, опаловый делается … Современный бисер – это мелкие стеклянные бусины, размером до нескольких миллиметров имеющие сквозное отверстие для продевания нити, а микробисер – это стеклянные бусинки (мелкий шарик) без отверстия. Слово «бисер» произошло …

izbiserka.ru


Смотрите также