История бисера кратко
Из истории
До появления европейцев на территории северной Америки, индейцы удовлетворяли свою потребность в украшательстве разными способами.
Это были как татуировки на лице и теле, так и разного рода прически, для создания которых часто применялся метод выщипывания волос. Имело место и украшение одежды и предметов быта при помощи разного рода бусин и полированных игл дикобраза. Вместе с тем бусины сопровождали коренного индейца с самого начала жизни и до её конца.
Колыбели, в которых дети проводили большую часть времени в первые два года жизни, обильно украшалась бусинками. Во время сна над колыбелью подвешивали «ловец снов» — амулет, защищающий от дурных сновидений и злых духов, которые могут вселиться в ребенка, пока он спит. Создание охранного амулета не обходилось без использования бусин. Повседневные одежды индейцев не отличались красотой и обилием украшений, зато на праздничных нарядах свободного от украшений места зачастую не оставалось.
С открытием Америки на этот удивительный континент попали стеклянные изделия. Среди них находились и украшения. Первоначально это были очень крупные бусины, которые могли быть использованы лишь для ожерелий, или собственно бус. Французские торговцы просто подарили местным жителям бусины в знак дружбы. Но при попытке наладить торговые отношения, европейцы столкнулись с необычной проблемой — золото и серебро не были нужны индейцам. Но последние быстро оценили превосходство сверкающих в лучах солнца бусин перед уже приевшимися иглами дикобразов.
Вслед за крупными бусинами на континент попал и более мелкий пони-бисер. Своё название он получил из-за способа транспортировки. Именно компактные пони транспортировали на себе мешки с бисером от кораблей к местам обмена.
Там европейцы получали меха и золото, а индейцы бисер, алкоголь и оружие.
Чуть позже ещё одним объектом торговли стала ткань, которой никогда не было у индейцев. Получив новый удобный материал, женщины разных племен не стали изменять себе. Крой одежды оставался прежним. Более того, оказалось, что расшивать бисером одежду из ткани гораздо легче, чем её кожаный аналог. Ткань плюс бисер равняется идеальная совместимость. Индейцы буквально помешались на этих маленьких стеклянных шариках в первое время.
И хотя на протяжении 17–18 веков торговля бисером не прекращалась, её значимость не стоит переоценивать. Со временем индейцы более-менее осознали стоимость бисера и начали продавать свои товары дороже. Стеклянные бусины были почти вечными. Ни время, ни окружающая среда не изменяла их. В то же время другие объекты торговли стоили дороже, а расходовались быстрее. Алкоголь выпивали, а ткани изнашивались и рвались. Постоянное потребление создавало перманентный спрос.
Бусинки следовали от венецианского изготовителя к французскому экспортеру, затем к канадскому импортеру, торговцу меха, и наконец индейскому покупателю.
Но было и исключение — бусины вампум. Эти бусины продолговатой цилиндрической формы изготавливали сами индейцы. В качестве материала использовался определенный вид морских раковин. Цвета было всего два: белый — подешевле, фиолетовый — дороже. Помимо своего декоративного назначения вампум имел большую духовную ценность для индейцев.
Не имея развитой технологической мысли, индейцы тратили много сил и времени на изготовление бус вампум. Именно поэтому их оценивали столь высоко. Ситуация несколько изменилась с приходом голландцев в 17 веке. Они осознали покупательную способность вампум и попытались воспроизвести эти бусины. У людей из-за океана имелись и стальные сверла, и напильники. Это позволило производить более качественный и однородный продукт в большом количестве.
Материал закупали на побережье континента и по рекам доставляли в Нью-Йорк, ставший самым богатым поселением того периода. На фабриках по производству вампума работали тысячи людей.
Начиная с этого момента вампум становится официальной валютой на континенте. Существует курс по которому вампум обменивается на «белые» деньги. Но рукотворно-природная бусина использовалась не только как украшение и валюта. Важнейшим использованием бусин стало создание так называемых поясов. Эти украшения применялись вместо бумажных договоров при заключении мира, соглашений о продаже земли, для объявления войны, как исторические записи и даже в качестве жертвоприношений богам.
Во время восстания Понтиака англичане понесли сильный урон — продолжать военные действия было невозможно. Уильям Джонсон, суперинтендант Индейских Дел Северного Района использовал пояса вампум на переговорах. Вкупе с неординарными дипломатическими способностями Джонсона большое количество вампума в виде поясов сделало своё дело.
Для заключения перемирия, или сделки использовались пояса преимущественно белого цвета с небольшими узорчатыми вкраплениями фиолетового. Так как индейцы не владели письменностью, смысл передавался в узоре, а из-за того, что изготавливали эти информационные украшения всё чаще бледнолицые, нередко в узоре можно было обнаружить цифры. Совсем иначе обстояло дело при объявлении войны. В этом случае пояс состоял преимущественно из черного вампума с узором в виде топора из белого. Обычно такой пояс окрашивался с помощью киновари в красный цвет.
Со временем началось взаимное проникновение и принятие культур переселенцев из старого света и аборигенов. Многие белые приняли мокасины и другие удобные виды одежды индейцев.
Вместе с тем коренные жители Америки всё больше начали использовать стеклянный бисер. Если раньше он использовался лишь для окантовки, а большие площади занимали иглы дикобраза, то с середины 19-го века иглы сдают свои позиции. Кроме того, что теперь стеклянные семена покрывают большие площади ранее отсутствующие флористические орнаменты начинают конкурировать с геометрической классикой.
Конец 19-го и начало 20го века принято считать закатом индейской культуры. Вампум не только потерял свои позиции в рукоделии, но и довольно давно не является валютой. Колонизаторы подавляют культуру и веру изначальных властителей американского континента. Теперь расшитые бисером безделушки можно встретить разве что в резервациях. Их продают в сувенирных лавках и они представляют собой блеклую тень былого величия индейского рукоделия.
busina.ru
История происхождения бисера
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом.
- Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла.
С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.
- Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера.
В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция.
- Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим.
О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности.
- Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.
zvetok.blogspot.com
История возникновения бисероплетения
![]() |
Источник |
История изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства.
Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.
Изделия из мелких бус и бисера были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии этот вид народного творчества является неотъемлемой частью культуры.
Свое название бисер получил от арабов — «буера» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг». Появление его непосредственным образом связано со стеклоделием.
Источник |
Источник |
Легенда о появлении стеклоделия гласит, что когда-то купцы из Фили кии перевозили из африканской долины Нила по Средиземному морю природную соду и высадились на песчаном берегу на ночлег. Купцы развели костер, чтобы приготовить на нем пищу, но оказалось, что обложить его было нечем. Тогда они придумали использовать для этой цели куски соды. Утром в золе, к своему великому удивлению и радости, купцы нашли твердый сверкающий слиток, прекрасный и чистый, как вода. Так появилось стекло.
Открытие технологии изготовления стекла относится к IV тысячелетию до н. э. Именно этим временем датируются бусы с глазурью, изготовленной из малахитового стекла и щелочи, обнаруженные археологами на Ближнем Востоке и в Египте. В III тысячелетии до н. э. производство стекла начало развиваться также в Древнем Китае.
Источник |
Источник |
Однако до изготовления собственно бисера было еще далеко. Только в I тысячелетии до н. о. с изобретением стеклодувной трубки (это тростниковая или железная трубка с рукояткой и мундштуком) начинается производство материала, которому па многие века суждено было стать одним из любимых у мастериц всех времен и народов.
Открытие техники выдувания стекла с помощью трубки по одной версии приписывается финикийцам, по другой — египтянам. Так или иначе, но это позволило наряду с производством ценного стекла с очень сложной технологией изготавливать в большом количестве легкое, тонкостенное, пустотелое стекло.
Почти сразу же одним из направлений в стеклоделии этого времени стало изготовление мелких бус и стекляруса. Делали их разными способами, суть которых сводилась к следующему: тонкие разноцветные стеклянные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки.
Стеклянные украшения, амулеты, посуду часто находят при археологических раскопках в Египте, Греции, Месопотамии, Китае, Индии.
Источник |
Источник |
Добавляя в стекломассу медь, марганец, кобальт и другие материалы, древние мастера получали стекло зеленого, пурпурного и голубого цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, пользовались большой популярностью, как среди женщин, так и среди мужчин. На фресках, которыми расписывали стены зданий и гробниц, можно увидеть, насколько разнообразным было их применение.
Со временем технология изготовления стекла совершенствовалась. Уже в I в. до н. э. умели получать прозрачное, бесцветное и окрашенное стекло.
Во времена Римской империи производство стекла и бисера распространилось также в Европе, исключая страны Средиземноморья. В начале пашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. Однако в эпоху Средневековья центром стеклоделия становится один из красивейших городов Византии — Венеция. Венецианское стекло было известно во всем мире. К сожалению, мало кто знает, что Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где он ценился очень высоко (его обменивали на золото, пряности, шелк). В Европе существовали целые склады бисера, регулярно устраивались бисерные ярмарки. Особым спросом пользовался очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий венецианский бисер, а также «парчовый» бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Источник |
Источник |
В эпоху Великих географических открытий и завоеваний изделия из стекла были одним из самых ходовых товаров. Блестящие бусинки и бисеринки пользовались большой популярностью у туземцев. Они меняли па пего золото и пряности. После открытия Америки и установления морского пути в Индию по всей Европе начинают строиться стекольные заводы, пришедшие на смену стекольным мастерским. В XVI- XVII вв. такие заводы были построены в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему оставалась главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию. Сохранить первенство Венецианской республике в течение многих веков позволила строгая охрана секретов производства стекла. За разглашение секретов стеклоделия мастер даже мог быть лишен жизни.
Источник |
Источник |
В XVII-XVIII вв. чешские мастера-стеклодувы изготовляли из стекла и хрусталя бусы, бисер, стеклярус, а также искусственные камни для вышивания. Граненый богемский бисер часто покрывался цветными эмалями и превосходил круглый венецианский по красоте и оптическим свойствам. В результате соперничества Венеции и Чехии бисерное производство постоянно совершенствовалось. Бисер становился все более разнообразным но размерам, форме, цвету, исходному материалу.
Источник |
Источник |
Кроме стеклянного, в XIX в. появляется металлический бисер: медный, позолоченный, стальной. В Париже начали изготавливать бисер из золота, серебра, стали и других металлов. Позже появились более дешевые варианты такого бисера: металлический массивный стеклянный бисер покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали с помощью слабого раствора железного купороса и хлористого золота.
С изобретением машин для изготовления бисера его стоимость значительно снизилась, что способствовало распространению бисера во многих странах мира.
Промышленное производство привело к тому, что изделия из стекла, в том числе бисер и стеклярус, стали наконец изделием массового производства, доступным многим, не потеряв при этом своей художественной выразительности и ценности.
В XIX в. во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений: сумочек, косынок, шарфов. Через небольшой промежуток времени активное использование бисера и стекляруса при создании одежды и аксессуаров практически для всех слоев общества распространилось во всех странах Европы и Америки.
Источник |
Источник |
С тех пор мода неоднократно менялась, но интерес к бисероплетению и бисерной вышивке никогда полностью не исчезал.
В России изделия из стекла, бусы и бисер издавна были известны у многих населявших ее народов.
Особенно широкое распространение бисероплетепне, а также бисерная вышивка получили во время существования Киевской Руси. В это время возникает и развивается отечественное стеклоделательное производство, получившее в XI — начале XIII вв. массовый характер.
Источник |
Источник |
Древнерусские мастера для изготовления бус применяли полупрозрачное стекло разных цветов: зеленое, синее, желтое, фиолетовое, черное, серебряное и золоченое. Стеклянные бусы были самыми разнообразными по величине, форме, расцветке и художественной обработке. Они использовались в костюмах и украшениях всех слоев населения, причем не только девичьих и женских, но также в детских и мужских. В XV в. в России получило широкое распространенно вышивание бисером, которым занимались как богатые, так бедные девушки и женщины. Особенностью русской бисерной вышивки всегда было то, что мастерицы использовали в своей работе не только бисер и стеклярус. Работы часто дополнялись другими самыми разнообразными материалами: бусами, кораллами, пуговками, ракушками, монетками, драгоценными камнями и русским жемчугом. Сфера применения бисера и стекляруса была обширной: украшение народных и городских костюмов, царских туалетов, предметов культового назначения (икон, книг, образков, церковной одежды) и т. д.
Источник |
Источник |
Источник |
Источник |
Ассортимент бисерных изделий в XVIII-XIX вв. был поистине неисчерпаем: шкатулки, кошельки, сумочки, подсвечники, лотки под флаконы, подстаканники, чехольчики и футлярчики и многое другое. Бисером выплетались и вышивались также самые разнообразные детали интерьера.
В конце XIX — начале XX вв. изготовление бисерных украшений распространилось в самых разных регионах России, особенно в ее юго-восточной части, Поволжье, Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.
Пояса и сережки, ажурные воротники и ленты подвесок, косоплеты и косники, бахрома и поднизи, украшавшие головные уборы, монисто, ожерелья, подтпейники, зажельники, подгорловки, колодочки, гердапы и гайтаны, шнуры, жгуты, цепочки... Эти и многие другие украшения, выполненные самыми разными техниками, придавали народной одежде праздничность и красоту, раскрывая талант и мастерство российских мастериц.
Благодаря красоте и разнообразию форм крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы в конце XIX -начале XX вв. получили всемирную известность. Они экспонировались и продавались на международных выставках и ярмарках в разных странах как Старого, так и Нового Света.
Художественные изделия из бисера пользовались большой популярностью также и у городского населения — мещанок, купчих, светских дам. Пожалуй, не было такого социального слоя в России, где этот вид народного творчества не был популярным.Источник |
Источник |
Мода на бисер породила огромный спрос, поэтому в конце XIX в. наряду с сельскими кустарными мастерскими специалистов бисерного рукоделия начали готовить в специальных школах художественных рукоделий, открывавшихся во многих крупных городах России. Одной из самых известных была Петербургская школа народного творчества.
После революции 1917 г. практически все эти учебные заведения были закрыты, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились.
Особенно яркими всплесками интереса к бисеропленню и бисерной вышивке были отмечены предвоенные и послевоенные годы, а также 1970-е.
В последние годы искусство изготовления бисерных украшений переживает новый расцвет, как в России, так и за рубежом. Интерес к этому виду творчества настолько велик, что во всем мире к настоящему времени насчитывается огромное количество объединений, кружков, клубов любителей бисероплетения. Выпускаются специальные журналы, создаются сайты в Интернете, посвященные изготовлению изделий из бисера и сопутствующих материалов.
Бисерным рукоделием занимаются люди всех возрастов независимо от места жительства и рода занятий. Для кого-то это профессиональная деятельность, для большинства — замечательное творческое увлечение, которое приносит радость себе и окружающим.Источник |
Источник |
Существовала (да и сейчас встречается) у индейцев традиция оберегать «отверстия» в голове от проникновения злых духов бусинками. Для этих целей нитями бус украшали нос, нижнюю губу и ушные раковины. Даже русские князья имели обыкновение носить в ухе серьгу (но только в одном ухе).
Немного позднее украшения из бусин и бисера стали служить уже не оберегами, а символами положения в обществе, богатства и благополучия. Воины Германии долгое время носили браслеты, которые являлись символом доблести. В наше время бисер перешел в категорию милых украшений. Само слово «бисер» ассоциируется у нас с фенечками для маленьких девочек. Как бы не так! В этой книге мы развеем это неверное представление и посмотрим, настолько удивительными и разнообразными могут быть изделия из бисера.
У многих народов украшения были связаны с целыми обрядами. Например, обряд посвящения в мужчины (инициация) часто сопровождался прокалыванием крыльев носа и ушных раковин. В получившиеся отверстия вставлялись различные украшения. Многие украшения специально изготавливались для свадебных ритуалов.
Иногда украшения применялись далеко не из эстетических соображений. Африканское племя зулусов использовало разноцветные бусы в качестве писем, сообщений. А в Индии правитель назначал себе воле исполнителя, вручая ему свой браслет. Что уж говорить об общественных сенаторских, рыцарских, свадебных, и других кольцах.Источник |
Источник |
Еще одним видом «устаревшего» украшения является корона. Она всегда являлась символом власти. В наше время корона может понадобиться только для карнавального костюма.
Есть еще одно головное украшение, которое носит больше практический, чем эстетический характер, — ободок. Он предназначен для того, чтобы убрать волосы со лба перед нанесением косметики. Он также пригодится во время занятий спортом или просто для того, чтобы волосы не лезли в глаза.
Одним из самых распространенных украшений являются серьги и пирсинг. В традиционном понимании серьги — это украшения для мочек ушей. Причем серьги носили не только женщины. Часто уши русских князей, моряков, пиратов, современных музыкантов и художников украшали разнообразные серьги. В последнее время в моду вошел пирсинг — серьги разных форм, предназначенные для украшения бровей, губ, языка, ногтей, носа, пупка и даже половых органов. Такие серьги можно украсить небольшими бисерными подвесками.
В XII в. появилось необычное украшение для одежды — воротник. Воротник, выполненный из бисера, является только женским украшением. То же касается и различных ожерелий и колье — шейных украшений, состоящих из нитей бусин, бисеринок, камней, раковин и других материалов. Колье отличается от ожерелья тем, что имеет подвески.Источник |
Источник |
Самым простым из всех украшений скорее всего является цепочка. Она, впрочем, универсальна. Цепочку можно носить на запястьях, ногах, поясе, шее и т. д. У многих народов широко распространены браслеты. Современный вариант браслета — фенечка из бисера. Фенечки вошли в моду с движением хиппи, а потом так и остались актуальными. Интересно, что фенечки являются и мужским, и женским украшением.
В Средние века пояс могли носить только целомудренные женщины и высокопоставленные мужчины. Сейчас пояс носят все без ограничений: он является очень важной деталью одежды.
Существует еще много видов украшений. Например, подвески, медальоны, заколки для волос и т. д. Но мы не будем заострять сейчас на них внимание. Наша цель — научиться изготавливать украшения из бисера.
Практически в любом модном показе встречаются хотя бы 2-3 женских платья, расшитых бисером. Это уже не говоря об элегантных бисерных сумочках, аксессуарах и т. п. Модельеры любят и ценят бисер не меньше, чем наши предки. Например, на платьях от Эммануэля Унгаро и Бернара Перри нередко можно заметить многочисленные подвески из бисера. А знаменитый модельер Оснмар Версолато создает из бисера целые воротники и пояса. Кристиан Лакруа пошел еще дальше и создал отдельные детали брюк и жакетов. Но «рекордсменом» в бисероплетении можно назвать Пако Раба на, который явил миру целое платье из бисера!Источник |
Источник |
Маленькая бисеринка проделала огромный путь, превратившись из Золушки в настоящую принцессу. И по сей день украшения из бисера высоко ценятся людьми всего мира. С одной бусинки начинаются шедевры искусства бисероплетения.
Виды бисера
Источник |
• Прозрачный (англ. Transparent) – это бисер, изготовленный из полностью или же частично прозрачного материала. Сквозь него отчетливо видна нить. Прозрачный бисер считается одним из самых дешевых, так как изготовление не требует широкого вовлечения производственных процессов. Во время работы в стекло «вплавляется» цветовой пигмент, который предохраняет бисер от облезания, выгорания на солнце и потере цвета при воздействии чистящих средств.
Источник |
• Непрозрачный (англ. Opaque) – соответственно бисер, изготовленный из стекла, не обладающего прозрачностью. Также, как и прозрачный, считается одним из самых дешевых видов бисера. Непрозрачному бисеру не страшно попадание солнечного света. Более того, он не теряет свою красоту при попадании на него бытовых чистящих средств. • Внутреннее серебрение (англ. Silver-lined). В данной категории отверстия бисера покрывают серебряным цветом, придавая блеск. Покрытие вполне устойчиво, но возможно определенные проблемы с обесцвечиванием.
Источник |
• Радужный (англ. Rainbow) – вид бисера, который имеет на поверхности оттенки цветов радуги. Он в свою очередь делится на подкатегории: 1) Радужный прозрачный (Transparent Rainbow). Для него, как правило, не характерна потеря цвета, он не стирается трением об одежду и не портится под воздействием бытовой химии. 2) Радужный непрозрачный (Opaque Rainbow). По характеристикам ничем не отличается от радужного прозрачного. Вся разница лишь в прозрачности. 3) Радужный, с покраской внутри (Inside-Color Rainbow). Для этого типа бисера вполне приемлемо изменение цвета под воздействием солнечного света и различных чистящих средств.
Источник |
• Глянцевый (англ. Luster) – один из лучших типов бисера. Делится на следующие подтипы:
1) Глянцевый прозрачный – при его использовании про потерю цвета можно и не вспоминать. 2) Глянцевый непрозрачный. Аналогичен глянцевому прозрачному.
Источник |
• Металлизированный (англ. Metallic) – бисер такого типа отличается металлической поверхностью. Стойкость цвета на прямую зависит от производителя. Металлизированный бисер японских компаний отличается высокой устойчивость ко всем видам воздействий.
• Цейлон (англ. Ceylon). Бисер покрывают глянцем или окрашивают изнутри, придавая ему постельный тон. Отличается хорошей устойчивостью цвета.
Источник |
Покрашенный изнутри (англ. Inside Color). Название говорит само за себя. Это окрашенный изнутри бисер, обладающий самыми разнообразными цветами. Делается из простого прозрачного стекла. Бисер совсем не теряет свой цвет при соприкосновении с одеждой или кожей, ведь он окрашен изнутри. Хотя для него вполне характерно возникновение проблем, связанных с выцветанием на солнце. Более того, можно дать 100%-ую гарантию потери цвета при воздействии с бытовой химии. Именно поэтому, специалисты рекомендуют использовать окрашенный изнутри бисер в декоративной вышивке, где воздействие внешних факторов минимально. • Окрашенный (англ. Dyed) – бисер, обладающий покрашенной внешней поверхностью. Именно это делает его чрезвычайно чувствительным к внешним факторам: при попадании солнечного света, выцветает при трении об одежду, а, при взаимодействии с бытовой химией, его попросту можно выкинуть. Рекомендуется использовать окрашенный бисер для бисерных вышивок или цветочных композиций. • Гальванизированный (англ. Galvanized). Бисер такой категории покрывается серебром со всевозможными оттенками. Чрезвычайно чувствителен к воздействию внешней среды. Солнце, трение об одежду, химия – все это пагубно скажется на цвете бисера. Поэтому рекомендуется его использовать или для вышивки, или для недолговечных проектов. • Шёлковый (англ. Silk) – бисер высокого качества, обладающий приятными «зимними» оттенками. • Бисер, покрытый драгоценными металлами (палладий, серебро, золото, никель и др.) (англ. Special Plating, Gold plating, etc). Долговечный и надежный бисер, отличающийся изысканной красотой. Металлами бисер покрывается как изнутри, так и снаружи.
Источник |
• Матовый (англ. Frosted, Matte) – последний в списке, но не по качеству. Матовый бисер обладает стойким цветом, который сохраняется при воздействии солнца или бытовой химии. Трение об одежду или кожу ему также не страшно. Бывает следующих видов: 1) Матовый прозрачный и непрозрачный (Transparent Matte, Opaque Matte). Отличается высокой устойчивостью цвета. 2) Матовый радужный (Matte Rainbow). Устойчив ко всем внешним воздействиям. 3) Матовый металлизированный (Metallic Matte). При эксплуатации данного типа бисера возможно возникновение проблем, связанных с потерей цвета. Фурнитура для бисероплетения:1. Нити
Источник |
Качество изделия из бисера, а также его внешний вид во многом зависят от нитей, использующихся в работе. Как известно, цвет выбранных нитей может влиять на оттенок бисера в изделии. Подбор нитей следует осуществлять с учётом: выбранной модели бисерного изделия; бисера, используемого в работе; ваших личных предпочтений.Лучше всего для бисероплетения подходят армированные катушечные нити с лавсаном и швейные капроновые нити различных цветов (на бабинах). Эти виды нитей сочетают в себе достоинства натуральных волокон (они достаточно упруги, приятны на ощупь) и синтетического волокна (прочность, износостойкость). При выборе лавсановых нитей следует обратить внимание на маркировку. Такие нити помечаются буквами, находящимися рядом с номером на катушке: ЛЛ – лавсан со льном, ЛХ – лавсан с хлопком, ЛШ – лавсан со штапелем). Все эти нити могут использоваться в бисероплетении. Нити используются для плетения и низания различных бисерных изделий. Главным образом: колье, браслетов, ожерелий, бус, отдельных видов декоративных изделий (например, пасхальных яиц).
2. Леска
Источник |
Для создания отдельных видов изделий из бисера требуется, чтобы они хорошо (жёстко) держали форму. Нити не всегда могут обеспечить требуемый уровень жёсткости. Для таких случаев лучше подойдёт леска.Леска обладает рядом достоинств: она прозрачна и почти не заметна в изделии, прочна, не гниёт со временем (в отличие, например, от натуральных нитей). Одна и леска не лишена недостатков – нанизанные на леску бисерные изделия зачастую топорщатся, изделие может коробиться при неправильном хранении. Если хоть раз изделие смять и оставить в таком состоянии на некоторое время, расправить его затем будет практически невозможно. Свойство лески «запоминать» форму можно использовать во благо. Для этого следует придать изделию из бисера на леске необходимую форму и закрепить его в таком положении на сутки. После этой процедуры изделие будет придерживаться этой формы. Диаметр лески указывается в миллиметрах и проставляется на упаковке.Леска используется для плетения (низания) жёстких конструкций из бисера, изделий, которые должны хорошо держать форму, при работе с рубленным бисером и стеклярусом.3. Мононить
Источник |
Мононить – это полимерная нить толщиной 0,12 мм (проще говоря, тонкая леска), с длиной намотки в катушке 250 м.В продаже встречается мононить чёрного и белого цветов.Мононить используется при создании таких изделий из бисера, где трудно подобрать нить по цвету, либо требуется невидимое крепление. Наиболее часто её используют для плетения различных бисерных сувениров. Мононить незаменима и в том случае, когда приходится работать с очень мелким бисером, имеющим тонкие отверстия.
4. Эластичная нить
Источник |
Эластичная нить, используемая в бисероплетении, бывает двух видов в оплётке (резинка) и без (спандекс).Эластичная нить (резинка) имеет диаметр 0,6 мм. В продаже имеется резинка в широком цветовом спектре (более 30 цветовых оттенков). Эластичная нить используется преимущественно для плетения браслетов из бисера и бусин малого диаметра, которые не имеют замка. Цвет такой нити выбирается в тон используемого бисера (бусин).Спандекс без оплетки – это эластичная нить диаметром 1 мм, чёрного и белого цветов. Такая эластичная нить также применяется для плетения браслетов из бусин и крупного бисера без замка.5. Проволока для бисероплетения
Источник |
Проволока, используемая для создания изделий из бисера, должна быть достаточно тонкой, чтобы её можно было несколько раз продеть через тонкое бисерное отверстие, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдержать вес бисера, т.е. не провисать. В бисероплетении обычно используется жёсткая стальная проволока или мягкая цветная проволока.Стальная проволока выпускается диаметрами 0,3 мм, 0,35 мм и 0,45 мм с длиной в намотке по 100 м. Такая проволока используется при изготовлении разнообразных бисерных изделий, таких как: обручи для колье, браслеты, кольца, декоративные изделия из бисера для интерьера и т.п. Такая проволока представляет собой тугую пружину диаметром примерно 5,5 см для браслетов и 2 см для колец. Мягкая цветная проволока выпускается в самой разнообразной гамме.
6. Иглы для бисера
Источник |
Бисерные иглы имеют номера от 10 до 16. Причём, чем больше номер иглы, тем она тоньше.От обычных игл бисерные иглы отличаются равномерностью диаметра по всей длине.Самыми «ходовыми» считаются бисерные иглы № 12: короткие, имеющие длину 35 – 45 мм для работы с бисером в плетении и длинный, длиной 50 – 55 мм для работы с бусинами.Лучшими считаются японские и английские иглы.
Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия». С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!
По материалам:
Источник 1, Источник 2, Источник 3
devici-masterici.blogspot.com
История украшений из бисера

Со временем украшения стали выполнять и функцию индивидуальности, выделяя соплеменника из ряда других. Еще орнамент украшения позволял узнать о месте жительства и роде занятий человека. А со временем отметить и черту характера их носителя. Сегодня изделия из бисера используются, как чисто декоративные предметы, которые способны подчеркнуть индивидуальность человека и помочь ему выделиться из толпы.
С развитием человечества стали появляться бусы, изготовленные из камня, а чуть позже из металла. И хоть они и не напоминали сегодняшний бисер, но имели ту же форму, к которой мы привыкли сегодня. И только в четвертом веке до нашей эры, с изобретением стекла, на свет появились бусы из стекла, которые сразу же привлекли внимание модников того времени.
Производство качественного бисера удалось освоить мастерам из Чехии. Они научились не только производить бисер, по качеству не уступающий византийскому, но и смогли покрывать его эмалями, а также гранить его. Количество стеклянных бус, найденных на территории Древней Руси, огромно — около 26 тысяч. Это и различные стеклянные, и золоченые, многоцветные и одноцветные бусы, привозные и местного изготовления. Собственное производство зародилось у нас в начале XI в. и достигло наивысшего подъема к середине XIII в., затем следует некоторый спад.
Изделия из бисера составляют гордость русского прикладного искусства, несмотря на то, что и материал, и образцы были иностранными. В отличие от других европейских стран, в России изделия из бисера почти не предназначались для торговли. Рукоделие было домашним занятием. На продажу изделия производили в монастырях да изредка крепостные в небольших мастерских. Кустарные мастерские в деревнях стали источником дохода для крестьян. Такие мастерские были организованы в Тверской, Московской губерниях. После 1917 года работа кустарных мастерских, использующих импортный материал и сбывающих продукцию за границу, стала невозможна. Уклад жизни резко изменился, женское рукоделие потеряло свою былую популярность, став даже признаком мещанства. Наверное, именно эти обстоятельства в 20-х и в 80-х годах XX века позволили российским авторам книг о бисерных работах писать: «бисерные рукоделия – явление, отошедшее в область истории», «время бисера ушло безвозвратно».
za-chaem.blogspot.com