История возникновения бисера


История бисера – Бисерок

ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости. В Китае бисер был фарфоровым.

Во многих странах издавна делали металлические бусы и бисер. Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III—II тысячелетий до н. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин. В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными — в форме зубов ягуара, например. В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор. В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетни. Он получил название «стальных бриллиантов». Бисеринки воронили, золотили,полировали. Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский; в России широко использовался тульский. Существовал и собственно золотой бисер европейского производства — это недавно доказали ученые. С помощью рентгеноспектрального анализа исследовали бисеринку из вышивки XIX в. и установили, что она изготовлена из золота 56 пробы.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера — жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер…

Так гласит легенда. Как же было на самом деле?

Начнем со стекла. Часто открытие секрета его производства приписывают финикийцам. Первым эту легенду записал Гай Плиний Старший, римский историк, живший в I в. п. э. Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и принялись готовить ужин. Но камней поблизости не оказалось, и пришлось обложить костер кусками соды. Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень.

Эту легенду повторяют до сих пор, хотя известно, что самое древнее производство стекла существовало в Египте. Египтяне первыми научились варить стекло. Самая древняя бусина диаметром около 9 мм из зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.

Существовали и великолепные египетские бусы из фаянса. Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, нос несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.

К XVI в. до и. э. стеклоделие в Египте достигло расцвета. Цветными фаянсовыми вставками инкрустировали стены, иолы, колонны, отделывали мебель и ларцы. Из стекла выполняли красочные мозаики и, конечно, различные украшения, вазы, флаконы, заупокойные статуэтки. В 1924 г. в Америке нашли стеклянную виноградную гроздь, ягоды которой были сделаны из стек-лянных бусин зеленого, синего и коричневого цвета (чтобы отобразить их различную степень зрелости).

Ассортимент египетских бус и бисера был весьма разнообразен: от мелких разноцветных до крупных и фигурных. По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные раковины (рис. 1). Очень хороши бусины в виде цветка с сердцевиной другого цвета (например, белая ромашка с красным сердечком). Изготавливали их особым способом: еще горячую бусину инкрустировали кусочками цветного стекла. Круглые бусины часто украшали белым орнаментом в виде точек, зигзагов, полос (рис. 2). (Позже бусы с белым орнаментом служили образцом для подражания мастерам Александрии в эпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.) Очень ценились бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Бисер и бусы из стекла использовал и как вспомогательный материал для создания украшений. После изобретения сетчатого низания стали изготовлять и самостоятельные произведения из бисера. В. Дудорева в своей книге «Бисер в ста-ринном рукоделии» упоминает одеяние в виде сетки из крупного голубого и зеленого бисера с вплетенными изображениями египетских богов. Подобные сетки использовали и в погребальных обрядах — ими покрывали умершего, само место захоронения осыпали бисером, а на шеи мумий священных крокодилов надевали ожерелья.

Египетские бисер и бусы были известны во многих странах. Их везли купцы через Массилию (Марсель), Ольвию (близ устьев Буга), Аквилею к варварам в страны Европы. Египтяне предпринимали торговые экспедиции к восточному побережью Африки, в легендарную страну Пунт. Среди товаров для туземцев были бисер и бусы.

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.

Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.

Римляне первыми вставили стекла в окна домов, правда, стекла эти были шероховатыми с одной стороны и рассеивали свет.

Римское стеклоделие дало начало средневековому искусству стекла. Секреты стеклоделия переняла Византия до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.

КIX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Хв.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

Венеция же на долгие века стала европейским центром стеклоделия. Венецианский бисер расходился по всему миру. Его обменивали на золото, меха, экзотические редкости, рабов. Знаменитый купец Марко Поло был сыном известного бисерного мастера. В своих путешествиях он убедился в большом спросе на этот материал. Эти его впечатления дали новый толчок росту производства бисера. Позже еще один импульс дало стеклоделию открытие Америки, когда появился индейский рынок сбыта. Поставлялся бисер, без сомнения, и на итальянский рынок. По свидетельству путешественника Кеслера (первая половина XVII в.), генуэзские девушки для погребальных торжеств надевали головные уборы, низанные из черного шлифованного бисера разных сортов и форм. Бисер и стеклянные изделия стали главным предметом венецианской торговли, а значит, необходимо было сохранит!, монополию на их производство. Поэтому в 1275 г. правительство Венецианской республики запретило вывоз сырья, необработанного стекла и осколков.

Во избежание пожаров все стекольное производство с 1221 г. было перенесено на остров Мурано. Останавливаться там иностранцу было опасно, потому что стеклоделы часто промышляли разбоем. а правительство не решалось их преследовать за это. У стекольных мастеров была и еще одна важная привилегия: их дочерям разрешалось выходить замуж за патрициев, а их внуки уже считались патрициями. Многие государства Европы старались заполучить венецианские секреты и мастеров. Иногда это удавалось. Но кара за выдачу секретов производства стекла была жестокой. От вывезшего их требовали возвращения на родину, в противном случае арестовывали всех его родных. Если мастер упорствовал, его находили и убивали и только после этого освобождали родственников. К XVII в. переманивать стеклоделов стал о не нужно, т. к. в 1612 г. во Флоренции вышло сочинение Антонио Нери «Искусство стекла» с подробным технологическим руководством.

В XIV столетни производство «лесного» стекла сложилось в Богемии (Южная Чехия). Здесь вместо соды использовали древесную золу (отсюда и название — «лесное» стекло). Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Появились стекольные мастерские в Германии и Франции. Жестокая конкуренция вынуждала венецианских мастеров изобретать все новые приемы производства и создавать различные сорта бисера и бус. Однако разнообразие не спасло венецианское стеклоделие, и в XVIII столетии начался его упадок.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово. В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий. Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.

Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.

В наши дни основную массу бисера везут из Чехии, Тайваня. Индии. Чешский бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообразием оттенков и форм.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА БИСЕРА

Технология изготовления бус и бисера в древнем мире была доведена до совершенства. Существовали различные способы и приемы производства всевозможных сортов бусин. Самые древние египетские бусы из фаянса (непроваренного стекла) формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись. Они во многих бусинах очень велики. По предположениям ученых, осью для таких бусин служила соломинка. Внутрь се вставляли металлическую проволоку, чтобы бусины не рассыпались во время обжига. Соломинка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала. Осью могла служить и сама проволока.

Собственно стеклянные бусы могли изготавливать либо в специальных формах, либо отдельными бусинами (в этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине отдельно), либо непрерывной цепью (для отверстий в форму помещали металлический стержень). Иногда перемычки между бусинами, отлитыми цепью, не рассекались. Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытягивал и трубочку, а потом ее рассекали. Бусы могли делать, скручивая стеклянную пластинку на оси и смыкая ее края. Существовал и другой способ: на керамическую или металлическую ось навивали длинный стеклянный жгутик (похожий на нить или более широкий, лентообразный), поверхность потом аккуратно заглаживали. Иногда применялось формование бусин из размягченной стеклянной капли. В этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине. Для нанесения орнамента применяли инкрустацию стеклом другого цвета еще по горячему изделию. Гладкие бусины шлифовали с помощью абразива.

Более сложной была технология производства золоченых и посеребренных бусин. Зародился этот способ в Египте в IV в. до н. э. В таких бусинах слой золотой фольги (0,0001 мм) помещался между двумя слоями прозрачного бесцветного или светло-желтого стекла (рис. 3а). Он настолько тонок, что не поддается спектральному анализу. Поэтому ученые могут л ишь предполагать, что бусины содержат драгоценный металл. Изготовление таких бус требовало почти ювелирной работы. Занимались ею, возможно, златокузнецы.

В античное время такие бусы изготавливали двумя способами: на тонкую стеклянную трубочку с помощью растительного клея наклеивали золотую фольгу, затем нагревали до 600-800 С. При этом следили, чтобы стекло было легкоплавким, т. к. при более высокой температуре золото могло «сгореть». Затем на мягкое соединение с металлом наливали стекло так, чтобы оно покрывало заготовку слоем в 0,5-1 мм толщиной (так называемая кантарель). Чтобы сохранить отверстие, перед нагреванием внутрь стеклянной трубки вставляли проволоку. Форму золоченым бусинам иногда придавали в последний момент с помощью специальных формовочных щипцов. Таким образом получалась цепь бусин различной формы, которую затем рассекали на отдельные бусины.

Позже появился и другой способ изготовления таких бус. Они были полыми. На стеклянную трубочку-основу наносили серебряную фольгу, а затем вставляли заготовку в более широкую трубочку из прозрачного желтого стекла. Расстояние между трубочками составляло 1-2 мм. Скреплялись они между собой только возле отверстий (рис. 3б).

Ко времени расцвета бисерных рукоделий в Европе (в XVIII-XIX вв.) производство бисера становится механизированным, несколько изменяется тех пология. Стек ля н н ые заготовки в виде длинных трубочек на специальных станках режут на мелкие колечки и обрабатывают шлифо-вяльнойсмесыо(угольный порошок с глиной ил и известью). Когда отверстия в колечках заполняются смесью, барабан нагревают. Стекло размягчается, колечки оплывают, но в результате вращения приобретают округлую форму. Порошок не дает и м слипнуться, а отверстиям затечь. Затем бисер освобождают от шлифовальной смеси и для придания блеска полируют специальным порошком.

Что касается металлического бисера, то его штампуют, а потом покрывают амальгамой (это сплав свинца, олова и висмута со ртутью), оловом или позолотой.

БИСЕРНЫЕ РУКОДЕЛИЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ

Несмотря на то. что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Знакомство, пусть даже поверхностное, с некоторыми особенностями иноземных рукоделий не просто интересно, но и полезно, ведь иногда вид экзотического убора рождает интересную идею, нетрадиционное решение.

АФРИКА

К большинству африканских племен бисер попал с приходом европейцев. Поначалу цена его была очень высока — всего за несколько связок можно было купить раба. Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы-семена, ракушки, кости животных, скорлупа страусовых яиц, радужные крылышки жуков — не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.

Бисер и бусы у народов Африки используются очень широко как элементы костюма и его отделки, а иногда они составляют практически весь костюм. Например, женщины племени туркана носят расшитые бисером передники, а на шее огромные связки бус, из-под которых выпускается кусок шкуры антилопы, сплошь расшитый бисером и бусами. Общий вес такого костюма может достигать 8-10 кг (рис. 4).

Способы работы с бисером у африканских мастериц такие же, как и у европейских, однако изделия, созданные ими, имеют мировую славу благодаря национальному своеобразию. Необыкновенно красивые круглые воротники-ожерелья на жестком проволочном каркасе делают масаи (Кения). Можно надеть сразу несколько таких воротников — один поверх другого. В дополнение женщины-масаи украшают себя многочисленными бисерными браслетами и головными украшениями, причем каждому возрасту соответствует свой набор.

Любят украшения из бисера и мужчины. Чаще всего это бисерные ожерелья с национальным орнаментом. Иногда бисерный убор может быть очень большим и сложным. Например, королевские музыканты барунди поверх туники из леопардовой шкуры надевают перекрещивающиеся на груди бисерные ленты все из белого и синего бисера, с узором в виде ромбов, зигзагов, треугольников (рис. 5).

Это всего лишь несколько примеров, показывающих, что традиционное искусство бисера в Африке переживает в настоящее время период расцвета.

ИНДИЯ

Любовь индусов к украшениям удивительна и уходит корнями в глубокую древность. Об этом можно судить по древним росписям и скульптурам. Есть изображения, где на персонажах нет никакой одежды, кроме многочисленных украшений.

Украшения индийских женщин самые разнообразные: для прически, ушей и носа, рук и ног. Общий вес украшений, надеваемых по будням, может достигать 3 кг. Неудивительно, что индийские женщины так украшены, ведь преподносить жене украшения — религиозный долг мужа. Женщина же должна украшать себя в присутствии мужа, снимать часть украшений в его отсутствие и не носить их вовсе после смерти супруга. Одно из главных украшений — брачное ожерелье тали, или мангаль-сутра. В нем обязательно должны быть черные стеклянные или фаянсовые бусины и хотя бы одна золотая.

Вообще же бисер и бусы в Индии применяются очень широко, причем изготавливают их из различных материалов. Для украшений используются главным образом золото и серебро. Низки бус соединяют между собой детали сложных многоярусных украшений. Вытачивают бисер и бусы из раковин, натуральных камней и, конечно же, делают из стекла.

Стеклянные бисер и бусы в сочетании с другими материалами (например, кусочками слюды, зеркал, раковин) используют для вышивки. Существует и уникальная технология изготовления браслетов. инкрустированных бисером и бусами. Их делают из лака (это особая смола, выделения насекомых, ее собирают в лесу на ветвях деревьев). Мастера добавляют в лак красители, затем из полученной теплой массы раскатывают «колбаски», расплющивают их молотком на наковальне и формируют плоский браслет, иногда прямо на руке женщины. Пока лак теплый, в него вдавливают, создавая орнамент, бисер, бусины, кусочки зеркал.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Бисерное рукоделие индейцев и эскимосов Северной Америки имеет древние традиции. Как и у народов Русского Севера, у них была потребность в контрастном по цвету и фактуре материале для украшения одежды и предметов быта.

Одним из важнейших предметов для индейцев являлся вампум — бусы, пояса, украшения из раковинных бусин. Это был важный символ -полномочий посла, доверия, гарантии выполнения обязательств. В важных переговорах и обрядах передача вампума подчеркивала значительность события. Вампум являлся и средством запоминания — перебирая бусины, вспоминали произошедшие события (подобно чтению книг). Его наделяли и магической силой — он охранял владельца от злых духов. Белые торговцы оценили значение вампума для индейцев, и в страну хлынул поток привозных стеклянных бус и бисера. Хотя для вампума стеклянные бусины использовались редко, однако в других видах рукоделия они применялись широко.

У микмаков и ирокезов белая бисерная вышивка напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами, усиками и завитками. К середине XIX в. появилась рельефная вышивка и плотная цветная с полностью вышитым фоном. Некоторые племена центральных прерий заимствовали рисунки с восточно-азиатских ковров, завезенных белыми переселенцами. Появились и реалистические изображения человека и животных в вышивке по мотивам так называемых «бухгалтерских» рисунков (рис. 6).

Приемы вышивки индейцев напоминают европейские. Один из них — пришивание отдельных бусин. Существует шитье «в прикреп». При так называемом «ленивом стежке» одна и та же нить используется как для шитья, так и для нанизывания бусин, причем по несколько на один стежок. Параллельные стежки образуют полосы орнамента. В «стежке кроу (воронов)» (по имени племени, где он применялся) бисеринки «ленивого стежка» дополнительно закрепляют второй нитью.

Кроме вышивки, существует и ручное ткачество (без станка) с использованием шерстяных ниток и бисера. В тканых изделиях поверхность образована нитями, бисер же лишь составляет узор на их фоне . Так издавна украшали бисером воротники, ленты, пояса (рис.7). Некоторые племена подобным способом плели корзины, включая бисер в само плетение.

Из бисера делали украшения, декорировали им предметы быта — сумки, колчаны для стрел, детские колыбели, одежду. Бисерное рукоделие у коренных народов Северной Америки продолжает развиваться и сейчас.

РОССИЯ

Русское искусство работы с бисером тоже имеет давние традиции. Поначалу мастерицы использовали природные материалы, преимущественно жемчуг, который добывался в реках. Жемчугом украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а также народный костюм. Особой роскошью отличалась отделка головных уборов. Часто вся поверхность сплошь зашивалась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчужной сеткой (поднизью), прикрывавшей лоб.

Стечением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требовалось все больше. Поэтому на смену жемчугу пришли бисер и стеклярус. Само слово «бисер» тесно связано с жемчугом — до середины XVII в. так называли оба этих материала. Для длинных стеклянных трубочек существовало иное название — «одекуй» только с XVIII в. они стали называться стеклярусом. До XVIII столетня не было особой разницы между народным и светским рукоделием, но с появлением модных заграничных журналов она становится заметной. В народном рукоделии бисером украшали костюм, делали из него ожерелья, гайтаны, пояса и пр. В так называемом светском рукоделии область применения бисера была гораздо шире.

Я говорю «так называемом», потому что большая часть изделии была выполнена руками крепостных мастериц. Век расцвета бисерного рукоделия (XVIII—XIX вв.) не состоялся бы без достаточного количества бесплатной рабочей силы. Бисером вышивали обои (Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме), картины, обивку мебели. В Качановке, имении графа С. Тарановского, бисерными вышивками был обит гарнитур из красного дерева. Все вышивки выполняли крепостные мастерицы. Обучение их начиналось в 8-10 лет в известной высоким уровнем работ мастерской. Пройдя курс обучения, мастерица могла выполнять сложные работы и обучать других. Много изделий создавали в монастырях, причем они отличались особой аккуратностью.

Светские дамы выполняли в основном небольшие изящные вещицы, предназначавшиеся в подарок или для украшения дома, — картинки, кошельки, сумочки, чубуки для трубок, подстаканники и пр.

Работали с бисером в разнообразных техниках. Одной из самых распространенных была вышивка. В крестьянских нарядах и для украшения предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На ткани прокладывали рисунок льняным или хлопчатобумажным шнуром — «белью», к нему пришивали жемчужины, предварительно нанизанные на нить. Каждая жемчужина пришивалась к шнуру поперечными стежками. С появлением в рукоделии бисера и стекляруса вышивальщицы применили старую технику к новым материалам.

В светском искусстве распространилось шитье «в прикреп». Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках. Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье «в прикреп» можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну-две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы. Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно.

Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи.В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. Сохранились работы, выполненные по соломке. С 1830-х гг. использовалась и бумажная канва -тонкий картон с рядами мелких отверстий, невышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника вязания была удобна для создания объемных изделий — кошельков, сумочек, чубуков для трубок, подстаканников, бисерными рядами надвязывали чулки. Вязали крючком и на спицах. На нитку заранее набирали ряд бисеринок по рисунку, а затем провязывали так, чтобы они оставались на лицевой стороне. Нитки с набранными бисеринками наматывали на бумажки, фигурные деревянные палочки, иногда в качестве основы клубка использовали круглую косточку из куриного горлышка, затянутую сплошь бисерным вязанием.

Способы вязания были достаточно просты: столбики без накида при вязании крючком и чулочная вязка — при вязании на спицах. Вязание крючком использовалось чаще, видимо потому, что оно достаточно плотное, хорошо сохраняет форму. При вязании на спицах получалась более эластичная сетка. Малейшая ошибка в наборе бисеринок на нитку могла погубить все изделие.

Применяли особые приемы для украшения вязаных изделий. Например, при вязании на лицевой стороне оставляли не одну, а несколько бисеринок. Получался выпуклый участок рисунка. Чередуя выпуклые и плоские участки, можно было создать рельефный орнамент. Таким же способом выполнялась и бахрома из бисера. Использовали и бисер различной величины, подчеркивая более крупным какие-то детали рисунка. Иногда гладкая вязаная поверхность украшалась одноцветным бисерным орнаментом. Можно было получить и ажурную бисерную сетку, используя воздушные петли.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносики и др. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце XIX — начале XX вв. бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер — материал нетленный, но ветшает ткань- основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала XX в. бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски.

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце XIX в. древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891г. М.Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально-ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий.

КРАЙНИЙ СЕВЕР И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ

Северные рукодельницы использовали два основных способа работы с бисером — низание и вышивка (чаще всего «в прикреп»).

Богатой бисерной вышивкой украшали свои изделия эвенки (тунгусы). В работе они использовали красный, желтый, зеленый, белый и черный бисер. Орнамент был в основном геометрический и состоял из полос, уголков, арочек и маленьких крестиков.

Вышитая эвенкийскими мастерицами одежда представляла собой произведение искусства, ее охотно покупали и другие народы Севера. Под верхней меховой шубой эвенки (тунгусы) носили кафтан из оленьей замши с бахромой из звериного волоса по подолу и рукавам. Грудь защищал от холода специальный нагрудник, богато расшитый бисером. В светлом обрамлении нагрудника оставляли темные «окошки», на которых помещались крестообразные вышитые бисером фигуры. Бисером расшивали и пояс, к которому подвешивали необходимые вещи: мужчины — трубку, огниво, кисет, нож, женщины — игольницу, наперсток, сумочку с нитками (оленьими сухожилиями). Вышивали по замше или сукну. Часто заранее заготавливали вышитую деталь, а потом вставляли ее в изделие. Например, в унты-торбаса из оленьих камусов вшивали по бокам бисерные вставки, соединяя их вышитой перемычкой, и полосу из вышитого бисером сукна или бархата поверху.

Любят бисерную вышивку эвены (ламуты) и долгане. Главные цвета — красный и синий. У долган кайма праздничных шуб-парок украшена вышивкой по сукну (бархату) или по гладкой коровьей (жеребячьей) шкуре. Бисером украшают головные уборы и оленью упряжь.

У нганасанов бисерная вышивка использовалась главным образом для украшения головных уборов. Это кожаные или металлические обруч и с завязками на затылке, украшенные полосой бисерной вышивки по красному сукну. С боков к металлическим кольцам привязывали длинные низки бус, которые спадали полукружиями на грудь и спину (рис. 8).

На европейской части Севера России славится саамская вышивка. Основой для нее служит сукно исключительно красного цвета (рис. 9). Используется бисер трех основных цветов — белого, гол убого и желтого, изредка синего, зеленого, перламутрового, но никогда — черного. Достаточно сложные геометрические орнаменты вышивали по счету. Бисер нанизывали на жилку и шили «в прикреп», пришивая каждую бисеринку к ткани.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, появляются многочисленные кружки. Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделии женщина, как и сто летия назад, хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка — это то. что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду. Возможно, эта книга поможет освоить бисерное рукоделие и вы создадите то яркое и неповторимое изделие. которое вырвет вас из однообразия серых будней.

Просмотров 40 734

biserok.org

История возникновения бисера на Руси

История бисера настолько интересна, что начав рассказывать о ней, я поняла, что в одном рассказе невозможно поделиться всем, что узнала о замечательной бусинке.  Сегодня хочу рассказать об истории создания и возникновения бисера, вышивки бисером и бисероплетении  на Руси.

Бусы из различных материалов — глины, кости, пасты (это предшественник стекла), драгоценных и полудрагоценных камней были известны на территории России с древних времен. Археологи находят их в большом количестве во время раскопок. Имеются находки, датированные даже 20-25 веками назад.

В те времена основным назначением украшения одежды и ношения бус, была защита от злых духов. Но не только — красиво выглядеть люди хотели и тогда.

В России бисероплетение и вышивка бусинками получило широкое распространение во времена Киевской Руси. До этого долгое время бисер был привозным, а значит, невероятно дорогим. В IX веке на Руси возникли первые мастерские по изготовлению предметов из стекла, в XI– XIII веках потихоньку начало развиваться массовое его производство.

По свидетельству археологов, на территории Киевского государства нередки находки остатков стеклоплавильных печей, осколки стекла, посуды, бус, перстней.

Древнерусские мастера тоже внесли свою лепту в развитие стеклоделательного производства. В XII веке они научились делать стекло разных цветов —  синее, зеленое, желтое, черное, посеребренное и золоченое.

Бусинки были разнообразными по форме, по величине, расцветке и художественной обработке. С развитием массового производства украшать одежду смогли разные слои населения. Бусинами украшали женскую одежду, детскую и мужскую.

В истории бисера на Руси бывали и тяжелые времена. Во время монголо-татарского ига, мастерские были разрушены, лучшие мастера убиты и угнаны в рабство, знания утрачены на долгие-долгие годы.

Первые попытки возродить производство стекла и бисера начались в XVI веке. А вначале XVII века под Москвой, в селе Духанино, был построен первый завод по производству стекла. Начал он работу в 1635 году. В 1668 году, в царствование Алексея Михайловича, построили еще один завод. Для работы на нем даже выписали венецианских мастеров, которые изготавливали домашнюю и аптекарскую посуду, хрусталь.

Массовое строительство стекольных заводов началось при Петре I. Мало того, он посылал наших мастеров обучаться за границу, в том числе, и изготовлению бисера. По приказу Петра I, в 1705 году, в Москве на Воробьевых горах построили завод зеркального стекла. После смерти Петра завод перевели в Петербург и назвали Императорским.

Сумочка, 1840 -е годы.

Большой вклад в развитие бисерного производства внес М.В. Ломоносов.В 1752 году он получил разрешение на открытие   под Ораниенбаумом фабрики для « делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов». 

Благодаря этому, искусство вышивки бисером и плетение узоров бусинами в России достигло самого высокого расцвета.

Расшивались народные и городские костюмы, царская одежда, иконы, книги, церковная одежда, образки. Именно наши, русские женщины начали, дополнительно к бусинам, применять в вышивке и другие материалы. Использовались ракушки, пуговки, кораллы, монетки, жемчуг и драгоценные камни.

 История вышивки бисером и бисероплетения на Руси

Я расскажу лишь о некоторых украшениях из бисера, которые носили на Руси.

  1. Женщины из южных и центральных губерний носили на шее монисто — нагрудное украшение с застежкой сзади, сплетенное из бисера.
  2. В XVIII — начале XX веков было модным украшение, которое плелось из крупных бусин, снизанных сеткой с большими ячейками ромбовидной формы. Называлось оно подшейник, зажельник, подгорлок, ошейник.
  3. В Калужской, Тульской, Рязанской губерниях, кроме подгорловки носили шнурок из ткани, переплетенный бисером. Его называли колодочками.
  4. Интересное нагрудное и наспинное украшение называли гайтан, или гердан. Из бисера плели ленту, концы которой соединяли медальоном. На гайтане носили и нательный крест.
  5. Узкие полоски, сплетенные из бисера называли «цепочки», носили их на шее и украшали головные уборы.
  6. В народном костюме обязательным элементом являлись пояса, украшенные бисером. Считалось, что пояс защищает людей от злых духов.

В XVIII веке применение бисера и стекляруса пережило просто настоящий бум. Мой рассказ об истории бисера был бы неполным, если бы я не перечислила весь ассортимент изделий из бисера. Чего только не делали: про одежду я писала, но кроме того, появились чехлы для мебели, сплетенные из бисера. Стеклярусом и бусинками украшали даже стены. В Ораниенбауме, в Китайском дворце можно увидеть целый стеклярусный кабинет.

Русские мастерицы создавали вышивкой из бисера целые художественные произведения — вышивали картины, панно. Мастерицы были непревзойденные!

Вышивать стало модным – рукоделием длинными зимними вечерами занимались и мещанки, и купчихи, и светские дамы. Вышивали везде – в Сибири, Приуралье, Поволжье, на Севере и Дальнем Востоке.

Интересный факт: Наталья Гончарова вышила для своего мужа, поэта А.С. Пушкина,  бисерный кошелек с металлическим замочком. Мария Волконская, уехав в Сибирь за мужем, вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля, которым затем украсили могилу её отца — Н. Н. Раевского. А декабристу И. И. Пущину сестра прислала в Сибирь вышитую табакерку.

Большая часть шедевров была сделана руками крепостных женщин и монашек в монастырях. Знаете, откуда произошло слово «светелка». Для мастериц обычно выбирали самые светлые комнаты — отсюда и светелка.

Бисером украшали предметы культового назначения — оклады икон, паникадила, образки, церковную одежду, делали четки.

Украшали шкатулки, кошельки, сумки, подсвечники, подстаканники, флаконы – всего не перечислить. А женские украшения! Пояски, сережки, воротники, монисто, ожерелья, шнуры, зажельники, бахрома на головных уборах, скатерти — украшались  бисером, делая их неповторимыми и оригинальными. Российские мастерицы были талантливы и самобытны.

Постепенно сложилась наша, русская школа бисероплетения. В  XIX и начале XX веков шедевры российских мастериц получили известность в Европе и Америке. Во многих европейских магазинах можно было купить работы русских мастериц.

О том, что нынче бисероплетение в России переживает новый расцвет, говорить, я думаю, не нужно. И не только у нас, по всему миру интерес к чрезвычайно прекрасному виду творчества настолько велик, что создано большое количество клубов, кружков. Издаются специальные журналы, сайты в интернете (уверена, вы их встречали). Для большинства мастериц, бисероплетение – увлечение, приносящее радость окружающим и себе.

Дорогие читатели, если вам понравилась история бисера на Руси, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях, и я буду невероятно благодарна.

Рассказ дополнит прекрасное видео — вы увидите эксклюзивные изделия из бисера.

galinanekrasova.ru

История возникновения бисера

12 октября 1492 года Колумб записал в своем судовом журнале: «Местные жители Сан-Сальвадор преподнесли нам табак и стеклянные бусы». Так появилось первое упоминание о бисере в Северной и Южной Америке. Испанский путешественник Эрнандо Кортес высадился на побережье Мексики в то время, когда его корабли провозили бисер вместе с другими европейскими товарами. Испанские исследователи Нарватс и Де Сото в 1539 году привозили «стеклянные шарики для торговли с коренными жителями Флориды. В 1622 году возле города Джеймстаун, штат Вирджиния была построена фабрика по производству бисера. Производство не просуществовало и года, местные индейцы сожгли его. В мире почти не осталось бисера, сделанного на этом заводе.

Бисер имеет историю, протяженностью более 40 000 лет. Египтяне изготавливали стеклянные бусы с 1365 г. до н. э. Стеклянные и латунные бусины найдены в местах захоронения многих культур: египетских гробницах, римских катакомбах, захоронениях саксов, американских и африканских индейцев. До приезда европейцев, бусы в Америке изготавливались из золота, нефрита, кости, бирюзы, раковин.

Основным производителем бисера, который использовался в обмен на пушнину, была Венеция. Венецианцы имели монополию на бисерное производство почти 600 лет. Мануфактуры по стеклопроизводству существовали в Венеции с 1224 года. А в 1291 году большая часть венецианской стекольной промышленности переехало в Мурано (остров к северу от Венеции) из-за большой опасности стеклопечей в отношении городских деревянных построек. Почти 200 лет бисер изготавливали в Мурано методом «наматывания». Расплавленную стеклянную массу как бы наматывали на железный прут. Для придания цвета добавляли примеси: кобальт- голубой, медь- зеленый, олово-молочный, золото-красный. Другой способ изготовления бисера- метод продувки, очень похож на способ изготовления стеклянных ваз.

В 1490 году венецианцы начали делать бисер из стеклянных трубок (египтяне использовали этот метод столетием ранее). Метод заключался в следующем: мастер доставал из печи расплавленный стеклянный комок и формировал цилиндр, к этом цилиндру крепился стержень и помощник, взяв конец стержня, бежал по длинному коридору пока стекло не застынет. Длинна такой «трубы» доходила до 120 метров. Ее резали на метровые части, а уж потом на более мелкие. Нарезанные гранулы помещали в большой металлический барабан с песком, известью и водой. Барабан вращался и получался гладкий и красивый бисер.

www.livemaster.ru

История бисера

Как родился бисер, в какие века и времена зародилось искусство бисероплетения?

Это — загадка. И отгадать нам ее не дано.

Ясно одно. История бисера насчитывает более сорока тысяч лет.

Давайте попробуем хоть немного ее проследить.

Человека и бисер связывает более сорока тысяч лет истории. Если вдуматься в эти цифры, то получится совсем немалый срок.

За это время успела возникнуть египетская цивилизация в долине Нила.

Обрел свой наивысший рассвет и был немилосердно разрушен кочевыми племенами легендарный Вавилон.

Государства греко-римского античного мира передали культурную эстафету Средневековой Европе.

А несколькими столетиями позже мир шагнул в эпоху современных информационных технологий.

Тысячелетия сменялись одно другим.

Появлялись новые народы и государства, и исчезали старые. Но на протяжении самых различных эпох, начиная с конца каменного века, человек питал особую слабость к завораживающим своей красотой украшениям из бисера.

Украшения, найденые в древних захоронениях

Бисер шел на изготовление предметов культа и поначалу его разрешалось носить только жрецам и шаманам.

Позднее эта привилегия распространилась на старейшин племени, вождей и членов их семей.

А еще позже и простой люд получил право украшать свою одежду и жилище сотнями и тысячами маленьких бусинок.

Они несли не только декоративную функцию, но часто шли на изготовление магических амулетов и талисманов, обладающих поистине чародейной способностью притягивать удачу и везение в повседневной жизни.

Самые первые украшения люди начали носить задолго до того, как стали использовать звериные шкуры в качестве одежды.

В дело шло практически все, что давала природы – зерна растений, морские и речные раковины, зубы диких животных, кости птиц, диковинные камешки.

Но сам бисер конечно же возник гораздо позднее этих нехитрых первобытных украшений и амулетов. Археологи могут назвать возраст самых древних бус – им 40 000 лет и найдены они во время раскопок в Кении.

Украшения скифов

Несколько десятков тысячелетий тому назад бусы служили не только украшением, но и амулетом, оберегавшим своего хозяина от разных бед.

Уже в этом периоде бусы не только носили на шее, руках и ногах, но и вдевали в мочки ушей, ноздри, веки губы и другие части тела, в зависимости от ритуального предназначения бисера.

Известно также применение украшений из бисера и бус в кельтском мире.

В частности на Британских островах найдены бусины, составлявшие орнамент на одежде знатной женщины. Изображения на кельтской керамике также свидетельствуют о том, что кельты любили украшать себя ожерельями и расшивать одежды бусинами.

Достаточно высокой была популярность бисера в Древнем Китае, правда речь идет не о стеклянном бисере, а о фарфоровом. Цена такого бисера была достаточно высокой, но и выполнен он был необычно – зачастую поверхность бусин расписывалась узорами, символами благополучия и счастья.

Существует несколько теорий и легенд об истории возникновения бисера, а затем и бисероплетения.

Есть даже легенда о том, что бисер на Землю принесли Феи. Они создали его из солнечных лучей и подарили нам, живущим на этой планете. Правда, красивая легенда?

Самые древние бисерные украшения

Легендам известно многое, да и по поводу бисера имеются свои легенды и предания.

1. Одно из них гласит, что секрет производства стеклянного бисера однажды подсказала сама природа.

Вот как это было:

К началу нашей эры финикийские купцы активно осваивали средиземноморский бассейн, и имея мощный торговый флот совершали довольно рискованные морские переходы не только вдоль родных берегов, но и пересекали водную гладь, ведя свои суда к берегам Африки.

Там они вступали в контакты с местными племенными царьками и выменивали у них слоновую кость, драгоценные камни, редкие и ценные породы деревьев, а также соду на золото и серебро. Сделки приносили финикийским купцам огромные прибыли, да и африканцы не оставались в накладе.

И вот как-то раз, как гласит античный историк Гай Плиний Старший, корабль финикийцев пристал к незнакомому берегу на ночную стоянку. Команда сошла на берег и было решено готовить ужин на костре.

Но чем выложить костер, если поблизости совершенно не оказалось камней? Предприимчивые финикийцы нашли отличный способ – дело в том, что корабль шел груженый содой, кусками которой и был обложен костер.

Ужин получился великолепным, тем более, что наутро моряков ждал еще один сюрприз. В золе лежал необычный слиток, чистый и удивительно прозрачный как морская вода, к тому же твердый как камень.

Так появилось стекло, из которого со временем стали изготавливать бисер.

Древний Египет. Бисерное украшение

2. Историки и археологи также имеют свое мнение по поводу возникновения бисера, отдаляя его рождение еще на несколько тысячелетий вглубь истории.

Знаменитая цивилизация долины Нила – Древний Египет по праву считается колыбелью стеклянного бисера, применявшегося для декоративной отделки дворцов, мебели, предметов интерьера и роскоши. Кроме того, бисером зачастую инкрустировались предметы обихода (разумеется в домах богатых вельмож) и фигурки, имевшие отношение к заупокойному культу.

Египтяне научились изготавливать стекло одними из первых в мире, а самая древняя египетская бусина, найденная на сегодняшний день имеет диаметр около 9 мм, изготовлена из зеленоватого стекла и обнаружена неподалеку от стен древних Фив.

Древний Египет. Браслет

Также известны замечательные образцы древнеегипетских бус из фаянса, но не совсем в современном понимании этого слова.

Материалом для современного фаянса служит глина, а для древнеегипетского применялся толченный кварц. Ему придавали соответствующую форму и покрывали цветной поливой из стекловидной массы.

В принципе, получившиеся бусы считались стеклянными, правда сама технология их производства была несколько иной.

Бисер вообще настолько полюбился древним египтянам, что символ божественной власти фараона – ожерелье Солнца, усхи, производился не только с использованием золота, но и стеклянного бисера.

Украшение правителей Египта

Часто бисер служил для имитации драгоценных камней. Не случайно его древнее арабское название, перекочевавшее в современный язык – «бусра», в переводе означавшее «фальшивый жемчуг». Особенно это относится к фаянсовому бисеру.

Со временем совершенствования технологий производства бисера, уменьшались размеры самих бусинок, что и послужило поводом к возникновению такого названия.

Бирюза, лазурит, сердолик и янтарь часто заменялись цветным бисером.

Фаянсовый бисер

Причем нередко сама имитация драгоценных камней стоила дороже оригинала, что было связано с трудоемкостью процесса изготовления бисера. Необычную окраску бисеру придавали соединения свинца, железа, марганца и меди, которые добавлялись к расплавленной стеклянной массе мастерами.

Наивысшего расцвета производство бисера в Древнем Египте достигло в XVI веке до н.э., когда его стали использовать поистине с царским размахом. Возросшие потребности в бисере стимулировали его усиленное производство.

Так археологическая экспедиция, работавшая в 1924 году в Амарне обнаружила великолепного качества стеклянную гроздь винограда, ягоды которой были отлиты из зеленого, синего и коричневого стекла. Неизвестный мастер таким образом желал подчеркнуть их различную степень зрелости.

Древние египтяне изготавливали стеклянный бисер различного размера и формы. Мелкие пестрые бусинки были также популярны, как и крупные бусины причудливой формы – цветы и шишечки, листочки и морские раковины – все это многообразие форм мы можем найти в древнеегипетских бусах из бисера.

Некоторые бусинки были неоднородной окраски, имели на своей поверхности замысловатый орнамент, чаще всего белого цвета. Разумеется, процесс их изготовления был достаточно трудоемок, что отражалось на их цене, которая было посильна только для знатных вельмож и членов семьи фараона.

Браслет с амулетом

Особой популярностью пользовались бусины в виде глазков – вот их уже носили не ради красоты, а для того чтобы обезопаситься от влияния дурного глаза.

До сих пор у многих народов Ближнего Востока и Средней Азии в ходу такие необычные глазковые амулеты, получившие свою первую популярность в Древнем Египте несколько тысяч лет назад.

Первые «иконы» цивилизации, изображения египетских богов также изготавливались при помощи бисера – голубого и зеленого, крупных размеров.

Его заплетали в виде особых сеток, которые украшали одеяние.

В захоронениях Древнего Египта, из тех, что по счастливой случайности не были ограблены за тысячи лет, также были обнаружены сетки из бисера.

Само место захоронения часто осыпалось бисеринками, а на мумии священных крокодилов, олицетворявших грозного бога Себека, также надевались ряды ожерелий из бисера.

Массилия (ныне – Марсель) и Ольвия, расположенная в устье реки Буг были перевалочными пунктами для многих купеческих караванов, везших заморские товары в варварские земли на север и запад Европы.

Египетские бусы были дорогим товаром не только в Европе, но и в сказочной стране Пунт, располагавшейся на восточном побережье Африки. Туземцы охотно выменивали богатства своих земель на вязанки бус и других украшений из бисера.

Украшение 12 династии фараонов

Известен бисер был и древним грекам, правда здесь речь идет не о стеклянных бусинках.

Знаменитый археолог, Генрих Шлиман при раскопках легендарной Трои обнаружил керамический сосуд с золотыми бусинками, различными по своей форме, которые при помощи реставраторов составили изящное женское ожерелье.

Александрия и Рим становятся центрами производства стекла в эпоху эллинизма. Считается, что именно римляне первыми изобрели стеклодувную технику, а прессовать в открытых формах стекло начали уже к началу 200 года до н.э.

Так постепенно стекло превращается из предмета роскоши, доступного только знатным гражданам в материал для изготовления предметов бытового назначения. Стекло становилось дешевле, а значит и бисер становился доступней для простого народа, с удовольствием носившего бусы и амулеты, украшавшего свое жилище оберегами и талисманами для отражения злых духов и нечистой силы.

В Древнем Риме была известна техника получения золоченного бисера. Стеклянные золотые пластинки, тонкие и хрупкие пошли на отделку стен дворца римского тирана Фермия, об этом нам сообщает историк и естествоиспытатель Плиний Старший.

Для изготовления такого стекла на поверхность самого изделия наклеивали тоненький листочек золота, излишки которого позднее удалялись. Зачастую на его поверхность наносился какой-нибудь рисунок.

Знаменитые византийские мозаичные витражи явились прямыми наследниками римского стеклоделия.

Римский золоченый бисер.

Полагают, что именно древние римляне первыми вставили стекла в окна своих домов. Правда это были не совсем обычные стекла – шероховатые с одной стороны, рассеивавшие свет, они все же пользовались популярностью у людей, сразу же оценивших практическую пользу от данного новшества.

Монголо-татарское нашествие явилось причиной упадка производства бисера, да и вообще стекольного дела на Руси. Некоторые секреты мастеров-стекольщиков были потеряны безвозвратно, часть из них – с трудом восстановлена археологами.

Правда, на протяжении долгого времени наряду с бисером отечественного производства, на Руси пользуется популярность бисер привозной. Об этом свидетельствуют сообщения арабских историков и путешественников.

В частности об этом упоминает Ибн Фалдан, посетивший Русь в десятом столетии: «Самое лучшее украшение у русов – зеленые бусы из той же керамики, которая находится у них на кораблях. Они заключают торговые контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен».

Особым успехом увенчались старания европейских стеклодувов.

Бисер венецианского производства бойко расходился по всему миру, его обменивали на золото, пушнину, пряности, рабов, изделия из слоновой кости.

Кстати, знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло был сыном бисерных дел мастера, славившегося по Европе своими изделиями.

С четырнадцатого столетия Чехия становится одним из центров производства стекла. Предприимчивые чешские стеклодувы производят не только бытовые предметы из стекла, но и бисер, идущий на украшения и инкрустацию.

Позже появляются стекольные мастерские на территории Германии и Франции, составляющие конкуренцию чешскому и венецианскому центрам производства стекла.

Первый стекольный завод на Руси был построен в 1635 году в селе Духанино.

В современном мире центрами производства бисера считаются такие страны как Чехия, Тайвань и Индия.

Новая эра в истории бисера и бисероплетения началась с основания производства бисера в Японии.

www.livemaster.ru


Смотрите также