Из истории бисероплетения беседа


Беседа на тему: «История бисера на Руси»

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Беседа на тему:

«История бисера на Руси»

Подготовила: инструктор по труду

Яричевская Л.И.

Новочеркасск, 2018г.

Из предыдущей беседы об истории бисера, дети, надеюсь вы уже убедились, что в истории бисера и бисероплетения Русь занимает далеко не последнее место.

Конечно, было время расцвета и упадка бисерного рукоделия, но претерпев множество изменений, бисер остается фаворитом моды.

Без него невозможно представить нашу жизнь. Сегодня мы продолжим нашу беседу. Итак, тема нашей беседы:

«История бисероплетения и бисера

на Руси»

Веком бисера в России можно считать период с середины восемнадцатого века до 50-х годов девятнадцатого столетия.

Особую популярность изделия из бисера стали приобретать в первой половине XIX века. Этим материалом оформляли интерьеры дворцовых залов, предметы отделанные бисером украшали быт помещичьих усадеб.

В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма – долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны.

Дочери и жены помещиков обычно вышивали основной узор, а остальной фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером.

Украшали рукоделием из бисера дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам.

Богатая девица коротала время, а бедная таким образом зарабатывала на хлеб.

Мастерство в рукоделии в те времена служило признаком хорошего образования и домашнего воспитания.

Приблизительно в это время появилась техника вязания бисерного полотна при помощи спиц или крючка.

Для этого на нить последовательно, ряд за рядом набирались разноцветные бисеринки.

В отличие от шитья «вприкреп» где длина каждой низки равнялась одному ряду, при вязании на нить сразу нанизывались все бисеринки, составляющие узор изготавливаемого предмета.

Затем приступали непосредственно к процессу вязания, оставляя по одной бисеринке с правой стороны каждой петли вязанного полотна.

В работе применялись специальные захваты, при помощи которых бисеринки выводились на лицевую сторону изделия.

Связанные крючком или спицами чехлы применяли для украшения предметов, имевших округлые поверхности.

Также при помощи бисера выкладывались узорами и небольшие мозаичные композиции, основой для которых служила глина или пчелиный воск.

В последнем случае слегка подогретый бисер при помощи иглы вдавливали в поверхность гладкой восковой пластины.

На протяжении рассматриваемого периода менялись не только способы работы с бисером, но и размер самих бисерных зерен.

Так если в восемнадцатом веке в одной работе могли соседствовать зерна диаметром от 0,5 мм до 4 мм, то в начале девятнадцатого столетия пришло увлечение очень мелким бисером, а во второй половине того же века в моде были крупные ровные зерна.

Менялась мода и на цветовую гамму бисерных изделий.

В конце восемнадцатого века широкое распространение получили бытовые предметы, украшенные двусторонней ажурной сеткой из бисера молочно-белого, тускло-зеленого, красного, желтого и черного цветов.

А фон изделий, выполненных в середине следующего столетия чаще всего был белым или серебристым, изредка – черным.

В конце того же столетия предпочтение стали отдавать одноцветному, обычно черному бисеру, подобранному в тон декорируемой ткани.

С эпохой модерна приходит новый всплеск моды на бисер.

В немалой мере именно ему было суждено подчеркнуть тот загадочно-таинственный оттенок, свойственный пленительному образу «прекрасной дамы». А порой всю поверхность вечерних платьев и аксессуаров, бусинки бисера мерцающим грузом ложились на почти невесомые прозрачные ткани – газ, тюль, тончайшие шелка.

Граненные, преимущественно темных цветов, с лиловыми, сиреневыми, металлическими или перламутровыми переливами, напоминающими оперение экзотических птиц, они придавали дамским туалетам совершенно новую эмоциональную окраску.

Максимальный эффект возникал при движении, когда платье или шарф «оживали» и начинали «дышать». Особую трепетность наряду придавала бахрома из низанного бисера. Контраст усиливал хрупкость и изысканное женское начало дамских туалетов.

Поразительный эффект создавало сочетание черного бисера и черной ткани. Монохромность позволяла сосредоточиться на других особенностях бисера: на его удивительной способности отражать свет, игра которого усиливалась при соединении с полосками стекляруса.

Узоры, в которые укладывали бисер, следовали орнаментальной стилистике модерна, где значительное место принадлежало растительной тематике с преобладанием мотивов удлиненных трав, изображений излюбленных цветов – ирисов, водяных лилий и т.д. Хрупкую текучесть их форм создавали подчеркнутые линии их контуров. То плавная, лениво струящаяся, то резкая, зубчатая, ступенчатая, с острыми углами, именно линия создавала эмоциональное начало произведений.

В работах бисером она выполнялась либо непосредственным рядом бисеринок, либо отмечалась только пунктиром одиночных бусинок.

В вышивках дамских сумочек такие линеарные орнаменты выглядели особенно графично, располагаясь темными линиями на светлом фоне из полупрозрачного бисера.

Не случайно в это время были популярны так называемые «мотивы» – отдельно выполненные орнаментальные композиции из бисера.

Чаще всего в виде горизонтальных полос или геометрических фигур, которые могли потом нашивать на платье, самостоятельно компонуя тот или иной узор.

Тонкое восприятие орнамента сочеталось с глубоким пониманием возможностей материала и виртуозностью исполнения.

Очень часть бисер использовали в соединении со стеклярусом, блестками (особенно из перламутра), искусственным жемчугом и натуральными камнями, шелковыми нитями, золоченым и серебряным шнуром.

Эти материалы подбирались или по контрасту цвета и фактуры или выдерживались в одной гамме, передавая тончайшие градации оттенков.

Соединенные вместе, они подчеркивали наиболее выигрышные достоинства каждого из материалов, увеличивая шкалу декоративных эффектов всего ансамбля. Несмотря на то, что ряд специализированных выставок располагает старинными изделиями, выполненными из бисера, таковых все же осталось не очень много.

Одной из причин было то, что ткань, использовавшаяся в качестве основы для вышивки бисером, подвергалась процессу тления и обветшания, зачастую рвались нитки. Старинные наряды, расшитые бисером, часто буквально «рассыпались» в руках последующих поколений. Да и сами бусинки нередко казались в глазах детворы гораздо привлекательней, чем целое изделие – ведь ими можно было украсить что-то по-своему, например любимую куклу.

Вот и исчезали таким образом старинные шедевры русского бисерного рукоделия.

В довершение этого, в начале ХХ столетия бисер охотно покупался теми, кто затем перерабатывал его в эмалевую краску. После отмены крепостного права в 1862 году в России наблюдается некоторый упадок бисерного рукоделия. Однако уже к концу векаэто искусство вновь переживает процесс возрождения.

В 1891 году М.Ф. Якунчикова организовывает ткацко-вышивальную мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Кроме того, кустарные центры бисерного производства и рукоделия были организованы также в Подмосковье, на Украине и под Тулой. Распространение фабричных изделий постепенно разрушало многовековые традиции народной деревенской одежды. Особенно эта тенденция ощущалась непосредственно вблизи крупных торгово-промышленных городов.

Во второй половине девятнадцатого столетия повысился интерес к народному искусству, к судьбе крестьянских промыслов, в том числе и к бисерному рукоделию.

Земские организации, художники и деятели культуры старались возродить крестьянские ремесла.

В современной России интерес к бисерному рукоделию пробудился с новой силой.

В 60-е годы ХХ столетия благодаря энтузиастам из Москвы, Киева, Рязани и Воронежа, создавшим собственные школы, а также расшифровавшим многие удивительные приемы работы с бисером.

В настоящее время во многих крупных городах России сложились свои собственные и зачастую уникальные методики работы с бисерным материалом.

multiurok.ru

Беседа на тему: «История бисера на Руси»

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Беседа на тему:

«История бисера на Руси»

Подготовила: инструктор по труду

Яричевская Л.И.

Новочеркасск, 2018г.

Из предыдущей беседы об истории бисера, дети, надеюсь вы уже убедились, что в истории бисера и бисероплетения Русь занимает далеко не последнее место.

Конечно, было время расцвета и упадка бисерного рукоделия, но претерпев множество изменений, бисер остается фаворитом моды.

Без него невозможно представить нашу жизнь. Сегодня мы продолжим нашу беседу. Итак, тема нашей беседы:

«История бисероплетения и бисера

на Руси»

Веком бисера в России можно считать период с середины восемнадцатого века до 50-х годов девятнадцатого столетия.

Особую популярность изделия из бисера стали приобретать в первой половине XIX века. Этим материалом оформляли интерьеры дворцовых залов, предметы отделанные бисером украшали быт помещичьих усадеб.

В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма – долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны.

Дочери и жены помещиков обычно вышивали основной узор, а остальной фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером.

Украшали рукоделием из бисера дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам.

Богатая девица коротала время, а бедная таким образом зарабатывала на хлеб.

Мастерство в рукоделии в те времена служило признаком хорошего образования и домашнего воспитания.

Приблизительно в это время появилась техника вязания бисерного полотна при помощи спиц или крючка.

Для этого на нить последовательно, ряд за рядом набирались разноцветные бисеринки.

В отличие от шитья «вприкреп» где длина каждой низки равнялась одному ряду, при вязании на нить сразу нанизывались все бисеринки, составляющие узор изготавливаемого предмета.

Затем приступали непосредственно к процессу вязания, оставляя по одной бисеринке с правой стороны каждой петли вязанного полотна.

В работе применялись специальные захваты, при помощи которых бисеринки выводились на лицевую сторону изделия.

Связанные крючком или спицами чехлы применяли для украшения предметов, имевших округлые поверхности.

Также при помощи бисера выкладывались узорами и небольшие мозаичные композиции, основой для которых служила глина или пчелиный воск.

В последнем случае слегка подогретый бисер при помощи иглы вдавливали в поверхность гладкой восковой пластины.

На протяжении рассматриваемого периода менялись не только способы работы с бисером, но и размер самих бисерных зерен.

Так если в восемнадцатом веке в одной работе могли соседствовать зерна диаметром от 0,5 мм до 4 мм, то в начале девятнадцатого столетия пришло увлечение очень мелким бисером, а во второй половине того же века в моде были крупные ровные зерна.

Менялась мода и на цветовую гамму бисерных изделий.

В конце восемнадцатого века широкое распространение получили бытовые предметы, украшенные двусторонней ажурной сеткой из бисера молочно-белого, тускло-зеленого, красного, желтого и черного цветов.

А фон изделий, выполненных в середине следующего столетия чаще всего был белым или серебристым, изредка – черным.

В конце того же столетия предпочтение стали отдавать одноцветному, обычно черному бисеру, подобранному в тон декорируемой ткани.

С эпохой модерна приходит новый всплеск моды на бисер.

В немалой мере именно ему было суждено подчеркнуть тот загадочно-таинственный оттенок, свойственный пленительному образу «прекрасной дамы». А порой всю поверхность вечерних платьев и аксессуаров, бусинки бисера мерцающим грузом ложились на почти невесомые прозрачные ткани – газ, тюль, тончайшие шелка.

Граненные, преимущественно темных цветов, с лиловыми, сиреневыми, металлическими или перламутровыми переливами, напоминающими оперение экзотических птиц, они придавали дамским туалетам совершенно новую эмоциональную окраску.

Максимальный эффект возникал при движении, когда платье или шарф «оживали» и начинали «дышать». Особую трепетность наряду придавала бахрома из низанного бисера. Контраст усиливал хрупкость и изысканное женское начало дамских туалетов.

Поразительный эффект создавало сочетание черного бисера и черной ткани. Монохромность позволяла сосредоточиться на других особенностях бисера: на его удивительной способности отражать свет, игра которого усиливалась при соединении с полосками стекляруса.

Узоры, в которые укладывали бисер, следовали орнаментальной стилистике модерна, где значительное место принадлежало растительной тематике с преобладанием мотивов удлиненных трав, изображений излюбленных цветов – ирисов, водяных лилий и т.д. Хрупкую текучесть их форм создавали подчеркнутые линии их контуров. То плавная, лениво струящаяся, то резкая, зубчатая, ступенчатая, с острыми углами, именно линия создавала эмоциональное начало произведений.

В работах бисером она выполнялась либо непосредственным рядом бисеринок, либо отмечалась только пунктиром одиночных бусинок.

В вышивках дамских сумочек такие линеарные орнаменты выглядели особенно графично, располагаясь темными линиями на светлом фоне из полупрозрачного бисера.

Не случайно в это время были популярны так называемые «мотивы» – отдельно выполненные орнаментальные композиции из бисера.

Чаще всего в виде горизонтальных полос или геометрических фигур, которые могли потом нашивать на платье, самостоятельно компонуя тот или иной узор.

Тонкое восприятие орнамента сочеталось с глубоким пониманием возможностей материала и виртуозностью исполнения.

Очень часть бисер использовали в соединении со стеклярусом, блестками (особенно из перламутра), искусственным жемчугом и натуральными камнями, шелковыми нитями, золоченым и серебряным шнуром.

Эти материалы подбирались или по контрасту цвета и фактуры или выдерживались в одной гамме, передавая тончайшие градации оттенков.

Соединенные вместе, они подчеркивали наиболее выигрышные достоинства каждого из материалов, увеличивая шкалу декоративных эффектов всего ансамбля. Несмотря на то, что ряд специализированных выставок располагает старинными изделиями, выполненными из бисера, таковых все же осталось не очень много.

Одной из причин было то, что ткань, использовавшаяся в качестве основы для вышивки бисером, подвергалась процессу тления и обветшания, зачастую рвались нитки. Старинные наряды, расшитые бисером, часто буквально «рассыпались» в руках последующих поколений. Да и сами бусинки нередко казались в глазах детворы гораздо привлекательней, чем целое изделие – ведь ими можно было украсить что-то по-своему, например любимую куклу.

Вот и исчезали таким образом старинные шедевры русского бисерного рукоделия.

В довершение этого, в начале ХХ столетия бисер охотно покупался теми, кто затем перерабатывал его в эмалевую краску. После отмены крепостного права в 1862 году в России наблюдается некоторый упадок бисерного рукоделия. Однако уже к концу векаэто искусство вновь переживает процесс возрождения.

В 1891 году М.Ф. Якунчикова организовывает ткацко-вышивальную мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Кроме того, кустарные центры бисерного производства и рукоделия были организованы также в Подмосковье, на Украине и под Тулой. Распространение фабричных изделий постепенно разрушало многовековые традиции народной деревенской одежды. Особенно эта тенденция ощущалась непосредственно вблизи крупных торгово-промышленных городов.

Во второй половине девятнадцатого столетия повысился интерес к народному искусству, к судьбе крестьянских промыслов, в том числе и к бисерному рукоделию.

Земские организации, художники и деятели культуры старались возродить крестьянские ремесла.

В современной России интерес к бисерному рукоделию пробудился с новой силой.

В 60-е годы ХХ столетия благодаря энтузиастам из Москвы, Киева, Рязани и Воронежа, создавшим собственные школы, а также расшифровавшим многие удивительные приемы работы с бисером.

В настоящее время во многих крупных городах России сложились свои собственные и зачастую уникальные методики работы с бисерным материалом.

multiurok.ru

Конспект занятия по бисероплетению с детьми старшей группы «Весенние выдумки»

Наталия Мотошкова Конспект занятия по бисероплетению с детьми старшей группы «Весенние выдумки»

Конспект занятия по бисероплетению с детьми 5-6 лет

Описание работы: Конспект занятия с дошкольниками в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Знакомство с техникой применения бисера в оформлении праздничного плаката.

Длительность занятия: 1 академический час (35 мин.)

Тема учебного занятия: Создание творческой работы из бисера.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Цель занятия: Разработать и исполнить творческую работу из бисера с детьми в возрасте 5 лет.

Задачи занятия:

Образовательные:

•формировать знания о изделиях из бисера;

•ознакомить с технологией изготовления работы из бисера.

•научить детей интересно проводить свой досуг.

•обобщить полученные знания о бисере.

Развивающие:

•способствовать развитию вкуса;

•способствовать развитию мелкой моторики.

•развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

Воспитательные:

•способствовать приобщению детей к прикладному творчеству;

•воспитывать аккуратность, трудолюбие и чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое до конца.

•создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Методы:

Словесный - беседы, объяснения, инструктаж, опрос;

Наглядный – демонстрация готового изделия;

Практический – тренинг, выполнение работы под руководством педагога.

Форма занятия:

Комбинированное занятие – беседа, инструктаж, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, опрос.

Приемы:

Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.

Планируемый результат (отслеживается по трем уровням сложности):

1. Репродуктивный - изготовление элементов плаката строго по шаблону.

2. Частично-поисковый – выбор цвета бусин, количества элементов по выбору воспитанника.

3. Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

Подготовительная работа: Воспитателем заранее подготовлен лист ватмана с поздравительным текстом. Приготовлены материалы и разложены по столам.

Структура учебного занятия:

1)Организационная часть (1 минута).

Дети проходят и рассаживаются по своим местам.

2)Вводная часть: Беседа с детьми (7 минут).

Воспитатель объявляет детям тему, объясняет, как будет проходить занятие.

3)Вводный технологический инструктаж (4 мин).

Педагог рассказывает технологические этапы работы над изделием.

4)Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога (15 минут).

Педагог показывает и поэтапно выполняет работу, периодически обходя детей, помогая и указывая на ошибки.

5)Динамическая пауза, физминутка (2 минуты).

Отдых для воспитанников.

6)Подведение итогов. (5 минут).

Педагог, обсуждая с детьми их работы, задаёт контрольные вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи.

7)Завершение работы (1 минута).

Педагог прощается с детьми, благодарит их за работу.

Ход занятия

1)Организационная часть.

Дети проходят и рассаживаются по своим местам.

Задача: эмоционально настроить детей на творческую активность на занятии.

Поздороваться с детьми. Продемонстрировав готовые образцы бисерных элементов сориентировать детей на сотрудничество, взаимопонимание, творчество. Сообщить тему занятия.

Дети садятся за столы. На столах – карандаши, двухсторонняя бумага с клейкой поверхностью ножницы, тарелочки для работы с бисером, на отдельном столике – бисер, проволока.

Воспитатель: Заниматься начинаем, время даром не теряем.

2)Вводная часть (примерный текст): Беседа с детьми.

Задача: вовлечь детей в обсуждение по теме беседы.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое бисер? Бисер это маленькие декоративные бусины с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. А около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие.

Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. И на сегодняшний день изделия из бисера очень популярны.

Воспитатель:

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду.

Тёплым днём резвятся,

Дружно веселятся.

Ловят солнца лучики,

От весны в них ключики,

Чтоб всегда было тепло,

Снегом белым не мело,

Лилии цвели, кувшинки.

Не нужны рыбёшкам льдинки.

Летняя нужна вода

Нашим рыбкам в холода.

Летом весело играть

И друг друга догонять.

По воде спешат круги.

Рыбка, рыбку догони!

Скажите, дети, о ком это стихотворение? (о рыбках). Молодцы! Правильно, мы будем плести рыбку.

Мы с вами будем делать рыбок и цветы из бисера для украшения праздничного плаката ко Дню матери.

3) Вводный технологический инструктаж.

Задача: сформулировать алгоритм деятельности.

Воспитатель: Техник работы с бисером очень много, но изготовление творческой работы из бисера больше всего походит на техники – «Бисерная мозаика» и «Бисерное панно»

Педагог показывает пример работы в подобной технике.

Воспитатель: Для работы нам понадобятся следующие материалы: бисер различных цветов, скотч (двухсторонний, ножницы, бумажные выкройки.

Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за столом во время работы.

Воспитатель: В ходе занятия вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какую рыбку и цветок можно сделать из бисера (показ образцов). Как они сделаны? Краткий рассказ об этапах работы над изделиями с демонстрацией трафаретов.

Сделать акцент на творческую работу. Творчество - самостоятельная работа с применением фантазии и воображения.

4) Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога.

Задача: активизировать детей на творческий поиск.

Во время самостоятельной работы обращать внимание на качество работы, оказывать помощь неуспевающим, обращать внимание на устранение общих недостатков, сообщать дополнительные сведения.

Воспитатель: Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, усердно).

1. Работа над элементами плаката.

Сначала дети обводят трафареты, потом вырезаем с детьми бумажные выкройки для элементов плаката – рыбки, цветы.

Потом переводим их на бумагу с клейкой поверхностью (скотч).

Затем снимаем защитный слой бумаги (скотча).

И опускаем липкую поверхность в тарелку с бисером.

Для одного изделия (цветка) можно использовать несколько деталей. Тогда элемент получиться объемным и более сложным.

Так как у бумаги обе поверхности клейкие детали отлично стыкуются между собой.

Дети доделывают и поправляют свои работы. Педагог оказывает помощь по мере необходимости.

Воспитатель: Итак, дети, наши рыбки и цветы готовы. Давайте приклеим их на плакат. Выбираем свободное место на плакате и располагаем наших рыбок! (Воспитатель помогает расположить элементы на плакате). Работа завершена.

5) Динамическая пауза, физминутка.

Разминка. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

6)Подведение итогов.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось

Задача: привлечь детей к оценке выполненных работ.

7)Завершение работы.

Поблагодарить детей за сотрудничество. Дети хором могут поблагодарить друг друга. Убрать рабочие места (дети). Попрощаться с детьми.

Материально-техническое оснащение занятия.

Мебель на 15 посадочных мест: столы и стулья, соответствующие Санитарно-гигиеническим нормам и возрасту детей. Готовые образцы рыбки и цветка из бисера. Трафареты (рыбка, цветок) из плотной бумаги.

1. Для детей:

• бисер и проволока, ножницы, тарелочки для бисера.

2. Для педагога:

•бисер и проволока, ножницы, тарелочка для бисера, ватман – 1 лист, маркеры.

Список использованной литературы:

1. Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. -М.: Арт-родник, 2008. – 304 с.

2. Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении/ М. Изотова, О. Белякова. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с.

3. Литвина Л. М., Леонидова И. О., Турчановская Л. Ф. Моделирование и художественное оформление аксессуаров из бисера,- М.: Просвещение, 2006. – 255 с.

4. Пармон Ф. М., Бадеева М. О. Всё о бисере. - М.: Сталкер, 2005. – 233 с.

5. Праздников Г. А. Процесс художественного творчества. - М.: Высшая школа, 2003. – 278 с.

6. Раппопорт С. Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. - М.: Знание, 2006. – 144 с.

7. Хмара, З. А. Поделки из бисера. - М.: Сталкер, 2005. – 2007 с.

8. Черемных А. И. Основы художественного конструирования поделок из бисера. - М.: Просвещение,2005. – 266 с.

www.maam.ru

Конспект занятия по бисероплетению в старшей группе

Конспект занятия по бисероплетению с детьми 5-6 лет

Конспект занятия «Разноцветные фантазии»

Описание работы: Конспект занятия с дошкольниками в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Знакомство с техникой применения бисера в оформлении праздничного плаката. Длительность занятия: 1 академический час (35 мин.) Тема учебного занятия: Создание творческой работы из бисера «Разноцветные фантазии». Возраст детей: 5 - 6 лет.

Цель занятия: Разработать и исполнить творческую работу из бисера с детьми в возрасте 5 лет.

Задачи занятия: Образовательные: •формировать знания о изделиях из бисера; •ознакомить с технологией изготовления работы из бисера. •научить детей интересно проводить свой досуг. •обобщить полученные знания о бисере.

Развивающие:

•способствовать развитию вкуса; •способствовать развитию мелкой моторики. •развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

Воспитательные:

•способствовать приобщению детей к прикладному творчеству; •воспитывать аккуратность, трудолюбие и чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое до конца. •создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Методы:

Словесный - беседы, объяснения, инструктаж, опрос; Наглядный –  демонстрация  готового изделия; Практический – тренинг, выполнение  работы  под руководством педагога.

Форма занятия:

Комбинированное занятие – беседа, инструктаж, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, опрос.

Приемы:

Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.

Планируемый результат (отслеживается по трем уровням сложности):

1.Репродуктивный - изготовление элементов плаката строго по шаблону. 2.Частично-поисковый – выбор цвета бусин, количества  элементов по выбору воспитанника. 3.Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы. Подготовительная работа:  Воспитателем заранее подготовлен лист ватмана с поздравительным текстом. Приготовлены материалы и разложены по столам.

Структура учебного занятия:

1)Организационная часть (1 минута). Дети проходят и рассаживаются по своим местам. 2)Вводная часть: Беседа с детьми (7 минут). Воспитатель объявляет детям тему, объясняет,  как будет проходить занятие. 3)Вводный технологический инструктаж (4 мин). Педагог рассказывает технологические этапы работы над изделием. 4)Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога (15 минут). Педагог показывает и поэтапно выполняет работу, периодически обходя детей, помогая и указывая на ошибки. 5)Динамическая пауза, физминутка (2 минуты). Отдых для воспитанников. 6)Подведение итогов.(5 минут). Педагог, обсуждая с детьми их работы, задаёт контрольные  вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи. 7)Завершение работы (1 минута). Педагог прощается с детьми, благодарит их за работу.

Аннотация и актуальность занятия:

Выполнение творческой работы из бисера знакомит дошкольников с данным материалом и может, служит промежуточным этапом перед, непосредственно – бисероплетением. Бисероплетение для дошкольников - это полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности, мелкая моторика. Конспект раскрывает методику изготовления творческой работы из бисера с дошкольниками, демонстрирует технологию работы. В ней раскрываются этапы изготовления творческой работы, указываются материалы, которые используются. Так как бисер довольно мелкий и сыпучий материал, то работа с ним требует аккуратности, усидчивости, терпения, трудолюбия. А самое главное - работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дошкольники подготовлены плохо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики рук - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.

Занятие проводится в группе детского сада, и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером. Приобщение дошкольников к изготовлению творческих работ, к овладению приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса. Бисер очень нравиться детям красочностью, яркостью. Они охотно работают с этим материалом.

Ход занятия

1)Организационная часть. Дети проходят и рассаживаются по своим местам.

Задача: эмоционально настроить детей на творческую активность на занятии.

Поздороваться с детьми. Представиться. Продемонстрировав готовые образцы бисерных элементов сориентировать детей на сотрудничество, взаимопонимание, творчество. Сообщить тему занятия. Дети садятся за столы. На столах – карандаши, двухсторонняя бумага с клейкой поверхностью ножницы, тарелочки для работы с бисером, на отдельном столике – бисер, проволока. Воспитатель: Заниматься начинаем, время даром не теряем.

2)Вводная часть (примерный текст): Беседа с детьми.

Задача: вовлечь детей в обсуждение по теме беседы. Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое бисер? Бисер это маленькие декоративные бусины с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. А около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. И на сегодняшний день изделия из бисера очень популярны. Воспитатель: Рыбки плавают в пруду И играют в чехарду. Тёплым днём резвятся, Дружно веселятся. Ловят солнца лучики, От весны в них ключики, Чтоб всегда было тепло, Снегом белым не мело, Лилии цвели, кувшинки... Не нужны рыбёшкам льдинки. Летняя нужна вода Нашим рыбкам в холода. Летом весело играть И друг друга догонять. По воде спешат круги. Рыбка, рыбку догони! Скажите, дети, о ком это стихотворение? (о рыбках). Молодцы! Правильно, мы будем плести рыбку. Мы с вами будем делать рыбок и цветы из бисера для украшения праздничного плаката ко Дню матери.

3) Вводный технологический инструктаж.

Задача: сформулировать алгоритм деятельности. Воспитатель: Техник работы с бисером очень много, но изготовление творческой работы из бисера больше всего походит на техники – «Бисерная мозаика» и «Бисерное панно» (приложение №2). Педагог показывает пример работы в подобной технике. Воспитатель: Для работы нам понадобятся следующие материалы: бисер различных цветов, скотч (двухсторонний), ножницы, бумажные выкройки. Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы. Воспитатель: В ходе занятия вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку. Воспитатель: Давайте рассмотрим, какую рыбку и цветок можно сделать из бисера (показ образцов). Как они сделаны? Краткий рассказ об этапах работы над изделиями с демонстрацией трафаретов. Сделать акцент на творческую работу. Творчество - самостоятельная работа с применением фантазии и воображения.

4) Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога.

Задача: активизировать детей на творческий поиск. Во время самостоятельной работы обращать внимание на качество работы, оказывать помощь неуспевающим, обращать внимание на устранение общих недостатков, сообщать дополнительные сведения. Воспитатель: Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, усердно). 1.Работа над элементами плаката. Сначала дети обводят трафареты, потом вырезаем с детьми бумажные выкройки для элементов плаката – рыбки, цветы. Потом переводим их на бумагу с клейкой поверхностью (скотч). Затем снимаем защитный слой бумаги (скотча). И опускаем липкую поверхность в тарелку с бисером. Для одного изделия (цветка) можно использовать несколько деталей. Тогда элемент получиться объемным и более сложным. Так как у бумаги обе поверхности клейкие детали отлично стыкуются между собой. Дети доделывают и поправляют свои работы. Педагог оказывает помощь по мере необходимости.    Воспитатель: Итак, дети, наши рыбки и цветы готовы. Давайте приклеим их на плакат. Выбираем свободное место на плакате и располагаем наших рыбок! (Воспитатель помогает расположить элементы на плакате). Работа завершена.

5)  Динамическая пауза, физминутка.

Разминка. Пальчиковая гимнастика. Воспитатель:  (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.) Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.) Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.) То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

6)Подведение итогов.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Педагог, рассматривая с детьми готовые  работы,  в порядке  очерёдности, задаёт  вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении изделия. Задача: привлечь детей к оценке выполненных работ.

7)Завершение работы.

Поблагодарить детей за сотрудничество. Дети хором могут поблагодарить друг друга. Убрать рабочие места (дети). Попрощаться с детьми. Материально-техническое  оснащение занятия. Мебель на 15 посадочных мест: столы и стулья, соответствующие Санитарно-гигиеническим нормам и возрасту детей. Готовые образцы  рыбки и цветка из бисера. Трафареты (рыбка, цветок) из плотной бумаги. 1.Для детей: • бисер и проволока, ножницы, тарелочки для бисера. 2.Для педагога: •бисер и проволока, ножницы, тарелочка для бисера, ватман – 1 лист, маркеры.

Список использованной литературы:

1.Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. -М.: Арт-родник, 2008. – 304 с. 2.Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении/ М.Изотова, О.Белякова. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с. 3.Литвина Л.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление аксессуаров из бисера,- М.: Просвещение, 2006. – 255 с. 4.Пармон Ф.М., Бадеева М.О. Всё о бисере.- М.: Сталкер, 2005. – 233 с. 5.Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - М.: Высшая школа, 2003. – 278 с. 6.Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. - М.: Знание, 2006. – 144 с. 7.Хмара, З.А. Поделки из бисера. - М.: Сталкер, 2005. – 2007 с. 8.Черемных А.И. Основы художественного конструирования поделок из бисера. - М.: Просвещение,2005. – 266 с.

Заключение

Изучив литературу, и обобщив полученные знания, проведя работу с детьми были сделаны следующие выводы: История бисера уходит в глубь веков, так как самой древней из найденных бусин около пяти тысяч лет, и на прямую связана с возникновением стеклоделия. Родиной бисера можно считать Египет. При работе с бисером развивается мелкая моторика и точность движений. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Работа с бисером оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость, аккуратность. Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес молодежи и подростков к работе с бисером. Детям нравиться работать с бисером, при такой работе приобретается навык самостоятельной работы, эти занятия способствуют созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения. Перед учащимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера. Учащиеся получают элементарные навыки работы с бисером. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Приложение №1.Возникновение и развитие бисера

История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом. Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла. С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером. Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера. В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция. Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим. О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности. Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер. Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол». С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер. Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским. Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.

Приложение №2.

Бисерная мозаика по воску. Специфика работы заключается в том, что на основу (фанеру, дощечку), наносится тонким слоем расплавленный на водяной бане воск. После затвердевания воска толстой иглой или пустым стержнем от шариковой ручки наносим контурный рисунок, в соответствии с которым вдавливаем. Бисеринки легче всего поддевать иглой и укладывать их в нужное место на основе. В нашем случае вместо воска используется скотч.

Бисерные панно (сочетание бисероплетения и рисунка). Основательницей данной техники является Ошлакова Надежда Алексеевна, однако вместо бисерных изделий она использует вышивку гладью. Специфика работы заключается в приклеивании бисерных элементов - бисерных цветов, травы, насекомых и все что угодно при помощи термопистолета.

Поделки по теме осень из бисера Мастер-класс. Березка из бисера Сувенирное панно из бисера своими руками «Зима-Кружевница План вариативного курса по математике для детей 5-6 лет

Цветочная полянка из бисера

Цветок из бисера своими руками

Мимоза из бисера. Мастер-класс

Бабочка из бисера. Мастер-класс

Бабочка из бисера. Мастер-класс для начинающих

ped-kopilka.ru


Смотрите также