Сорока головной убор


Волосник, сорока, кокошник: Русские головные уборы от допетровских времен до «Звездных войн»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Сейчас по головному убору можно отличить разве что мужчину от женщины, да и то не всегда. А вот буквально 100-200 лет назад традиционный наряд сообщал очень много информации о его носительнице – замужем ли она, есть ли у нее дети (иногда – сколько их) и уж конечно, из какой она губернии. В отдельных случаях география определялась и еще точнее. Причем некоторые из этих уборов женщины одевали на свадьбу вплоть до 50-х годов XX века.

Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.

Девушка в венце (В.И.Суриков, портрет Натальи Федоровны Матвеевой)

Во время свадебных обрядов косу расплетали и волосы укладывали вокруг головы. Поэтому выражение «окрутить девку» изначально недвусмысленно означало именно официальное замужество. Волосы убирали под бабий убор и показывать их в дальнейшем считалось большим стыдом. Выйти из дому с простыми волосами – опростоволоситься замужняя женщина позволить себе не могла. Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Волосник XVI-XVII века из золотых и серебряных нитей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Современные авторские повойники

В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.

Рогатая кичка. Вторая половина XIX века. Спасский уезд Тамбовской губернии

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.

Кика рогатая – традиционный наряд женщин русского юга

Копытообразная кика тоже несла в себе символику удачи и здоровья

Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Такой головной убор одевался по праздникам

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который - длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Появился такой головной убор в Вологодской и Архангельской губерниях

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Разновидности кокошников

Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Абрам Клюквин «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» (предп. начало 19 века)

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Парадный наряд фрейлин Её Императорского Величества. Из альбома «Придворные дамские наряды», Высочайше утверждённого в 1834 году.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Карл Лагерфельд, коллекция Paris-Moscou (2008/9)

Кадр из фильма «Звездные войны». Принцесса Амидала в фантазийном кокошнике

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Головной убор сорока своими руками - выкройка

И повседневный, и праздничный женский русский национальный костюм предполагает наличие головного убора. Они представлены очень разнообразно, и современный человек может очень легко запутаться. Тем более, что скорее всего, нам они покажутся практически одинаковыми. А во времена наших предков именно по головному убору можно было сразу понять, откуда родом женщина, какое ее социальное положение, замужем ли она. Попробуем вместе разобраться и сделать головной убор “сорока” своими руками, выкройка которого будет очень простой и понятной.

к содержанию ↑

Что такое сорока?

“Сорока” является самостоятельным женским головным убором или дополнением к другому убору. Еще его называют макушкой или привязкой.

В состав простой “сороки” входит:

Важно! В некоторых вариантах может быть только две части: очелье и хвост или очелье и крылья.

к содержанию ↑

Что нужно для работы?

  • Для изготовления этого убора пользовались шелком, кумачом, бархатом на холщовой основе.
  • Для украшения использовали вышивку, бисер, золотое шитье.

Важно! Некоторые модели состояли из двух десятков элементов, и на то, чтобы его надеть, требовалось время, ловкие руки и кропотливость. Историки отмечают, что этот головной убор очень похож на скифский калаф, который характеризуют яркие краски, огромные наушники и вышитые солярные знаки.

Зачастую украшение для головы являлось самой дорогой частью гардероба. Богатые “сороки-золотоломки” девушки могли носить в праздничные дни, два-три года после свадьбы. После рождения ребенка происходило изменение социального статуса, и женщина ходила в другой одежде — чепце и повойнике.

к содержанию ↑

Разновидности

Существуют различия между “сороками”. Рассмотрим самые известные виды этого головного убора.

Каргопольская

Сразу же выделяется, так как имеет очелье своеобразной формы: оно нависает надо лбом в виде острого выступа. Для того чтобы его создать, донышко делают заостренным.

Важно! Обычно привязки делали мягкие, поэтому под них требовалось надевание дополнительного жесткого головного убора, благодаря которому держалась форма очелья.

Каргопольская “сорока” носилась со своеобразной шапочкой, которая называется сдериха. Ею исполняется роль повойника, которым собираются и стягиваются волосы. Твердое “копытце” надо лбом выступает в качестве основы для нарядного очелья, расшитого бисером.     

Свадебный

В такой головной убор входит три части:

  • Кичка с маленькими заостренными рожками;
  • Подзатылень;
  • “Сорока”, которая имеет каблукообразную форму.

Подзатылень изготавливался из бархата, который расшивали золотыми нитями. Его закрепляли на бересту для придания жесткости. Эта часть предназначалась для того, чтобы закрывать затылок. Его верхняя и боковые части сшиты с полосами шелковой ткани, на краях которой расположены завязки. Затем их нужно перекрестить на лбу, и обвязать вокруг рожек несколько раз. Благодаря этому кичка и подзатылень плотно скрепляются.    

Важно! Золотая маленькая “сорока” надевается сверху рожек. Основной мотив вышивки, которой украшены подзатылень и верх головного убора, — “древа”. Такой же орнамент используется для украшения рукавов свадебной рубахи.

к содержанию ↑

Шьем сороку

Мы ничем не хуже наших предков, потому рассмотрим, как сшить “сороку” головной убор своими руками. Конечно же, учитываем при этом современные реалии и берест заменяем картоном.

Потребуется подготовка:

  • Ниток;
  • Иголок;
  • Лент;
  • Пайеток;
  • Тесьмы;
  • Ножниц;
  • Сантиметровой ленты;
  • Швейной машинки.

Весь объем работы будет следующим:

  • Отрезаем ткань. Ее размеры: ширина – 20 см, длина – окружность головы.
  • Примерно на десять сантиметров из двадцати нашиваем разнообразные украшения: тесьму, пайетки, ленты.

Важно! Не забудь оставить снизу два сантиметра ткани для подшивания.

  • Ткань складываем пополам, прошиваем край сгиба.
  • Вырезаем еще один кусок ткани, размером 50 на 70 сантиметров. В таком случае будет немного прикрыта спина.
  • Находим середину длины и делаем закругление верхней части с помощью ножниц.
  • Низ украшаем с помощью разных мелочей или кисточек.
  • Уголки можно оставить и прямыми, и немного закруглить.
  • Нижняя часть от середины длины обшивается с помощью косой бейки.
  • Верхнюю закругленную часть обрабатываем двойной строчкой.  
  • После этого нужно потянуть за концы ниток для образования красивой сборки.
  • Затем нужно совместить очелье и сборку, но не сшивать их.
  • Все переворачивается на изнаночную сторону и прикладывается кусочек картона размером примерно 30х7 см.
  • Ленты или ткань, обшитую или обметанную, вставляем в очелье.
  • Место, где находится картон, нужно обязательно прошить, чтобы он не сдвигался.
  • Выполняем обработку швов на швейной машинке.

Все, головной убор “сорока” своими руками готов!

к содержанию ↑

Видеоматериал

Надеемся, наша статья была для вас полезной. Теперь вы точно знаете, как быть самой самобытной на ярмарке или празднике, ведь такой костюм, изготовленный своими руками, уж точно запомнится всем.

serviceyard.net

Сорока (головной убор) - это... Что такое Сорока (головной убор)?

Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.

Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.

В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички.

Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также